14.09.2021 (01:00)
Остаётся только память. История жива, пока её помнят.
Остаётся только память. История жива, пока её помнят.

Фото: здание вокзала узловой железнодорожной станции Звезда
Самарской области Куйбышевской железной дороги

 

С виду ничем не примечательная женщина, посветив свой профессиональный путь, пройдя в отрасли связи, вышла на пенсию, посвятила себя работе по сохранению культурного наследия своей Малой Родины – станции «Звезда» Безенчукского района Самарской области. Не имея никакого исторического образования, никаких навыков работы в архиве или каких-либо изначально краеведческих знаний, а тем более никакой музейно-исторической практики, ей удалось сделать невозможное: не только издать редкую книгу, освятив в ней всю историю её родного села за несколько веков, но и создать сельский школьный музей, посвящённый истории небольшой железнодорожной станции «Звезда» Безенчукского района Самарской области. А на самом деле – исконно русской земли, имеющей глубокие исторические корни. Не имея ни секунды свободного времени, она сутки на пролёт проводила в архивах, изучая всё новую и новую информацию о судьбах людей, ставших уже достоянием России. А, издав на свою пенсию книгу, освещающую все интересующие её события, при повторном возвращении в архивы, каждый раз обнаруживала всё новую и новую информацию, что уже собиралась издавать и вторую книгу. Созданный ей музей был её третьим ребёнком, т.к. ею воспитаны два взрослых сына. Готовились также выставки, лекции и другие важные мероприятия. К сожалению, тяжёлая болезнь не дала этому осуществиться. Ушла из жизни создатель школьного сельского Музея истории станции «Звезда» Безенчукского района Самарской области писатель, историк и краевед – Лидия Петровна Власова.


 

Тогда я был студентом кафедры режиссуры театрального факультета Самарской академии культуры и искусств. Вернее, театрального факультета ещё не было, был только факультет художественного творчества, в которую входила кафедра режиссуры любительского театра и недавно появившаяся кафедра актёрского мастерства с недавно примкнувшей к ней специальности «Актёр театра и кино». Театральный факультет появился позже. Студентами курса были: Владимир Вахламов (мой недавний партнёр по уже канувшему в лету Народному театру ДК «Шар» ГПЗ4), Екатерина Трасирова (будущая Екатерина Зубарева, актриса и режиссёр ТЮЗ «Дилижанс» г. Тольятти) и Ольга Шкрыль (в будущем – актриса Драматического театра «Колесо» им. Г.Б. Дроздова, супруга Художественного руководителя ТЮЗ «Дилижанс» Виктора Мартынова), а среди них тогда затерялся своеобразный вроде бы невзрачный молодой человек уже среднего возраста, который на меня тогда не произвёл абсолютно никакого впечатления, разве что запомнился в учебной инсценировке басни Крылова, изображающим Ворону. Через несколько лет, уже в конце нулевого десятилетия, в посёлке Красная Глинка, где у меня был выездной спектакль в ДК «Искра» (тогда возглавляемый мной Центральный молодёжный камерный театр «Эксперимент» участвовал в моём проекте-победителе социальных проектов, организованных тогда Молодёжным Банком «Театр в отдалённых районах». И даже была предпринятая мной попытка в рамках этого проекта на базе Дома культуры создания красноглинской студии театрального искусства). И единственным откликнувшимся на моё объявление человеком оказался, как выяснилось, тот невзрачный студент, изображавший Ворону и тогда не оставивший следа в моей памяти. Познакомились. Дмитрий Власов – актёр, поэт, композитор. Уже ранее имевший высшее образование по специальности «Культурология» в том же самом институте культуры, тогда ещё Самарском государственном институте культуры, на режиссуре в СГАКИ учился на параллельном со мной курсе, оба – студенты профессора и режиссёра Михаила Карпушкина, прославившего театральный Куйбышев-Самару «Старомодной комедией» Арбузова, «Правдой хорошо, а счастьем лучше» Островского, и «Яблочной леди» Данилова – все три в Академическом театре имени Горького с безоговорочной королевой самарской сцены со всеми её званиями Верой Ершовой, а также «Сотворившей чудо» Ибсена и «Невольницами» того же Островского в ТЮЗ СамАРТ. Так как общие интересы: один и тот же учитель и руководитель курса, одинаковые пристрастия как к драматургии, так к поэзии и рок-музыке (тогда только начиналась моя профессиональная деятельность профессионального музыкального продюсера и уже делались какие-никакие, а всё-таки шаги рок-музыканта и т.д.) – сошлись на том, что мы просто обязаны сотрудничать вместе и во всех направлениях с обязательным приглашением его в театр, тем более, что тогда имелись свободные актёрские роли (а, соответственно, и ставки) от недавно ушедшего от нас (точнее год назад) актёра СамАРТа Владимира Панчешина, сотрудничавшего и с «Экспериментом». По-новому зазвучали созданные Владимиром Панчешиным комедийные образы в исполнении Дмитрия Власова, особенно в ануфриевском «Двойнике» и ряд французских персонажей из современной французской комедии («Чао!» и «Чужая квартира»), сопровождавшиеся также и совместными музыкальными выступлениями. В последствии круг общих интересов стал разрастаться, дошло даже до сотрудничества в бизнесе.

 

В один из вечеров получил приглашение приехать на Красную глинку к нему домой, где уже неоднократно был ранее, а так как целью приезда было и знакомство с моим бизнес-проектом (не тема для СМИ, кому интересно – расскажу лично), то просили себя вести очень тихо, т.к. его мама, находившаяся дома, была представлена очень строгой женщиной, которая все творческие и бизнес-темы категорически воспринимает в штыки, так что был предупреждён (а значит вооружён) о возможности нарваться на конфликт при встрече с ней, который я всеми правдами и неправдами должен был избегать и которая по всем законам жанра никогда не должна была состояться. При встрече же всё оказалось совсем наоборот: приветливая и, несмотря на свой возраст, энергичная женщина, даже в приподнятом настроении, встретила меня, вежливо предложив мне чаю с только что испечёнными ею пирожными, искренне поинтересовавшись целью моего визита к её сыну Дмитрию и тем, кто я, находила всё новые и новые темы для разговора. Оказалось, что играла она в Народном театре «Синяя птица» у легендарного режиссёра Александры Ильиничны Мжельской, а теперь этим театром стал руководить уже знакомый нам Петров и среди актёров, посещающих ДК «Чайка» в посёлке Управленческий, находились всё общие и общие знакомые. А, познакомившись с моим бизнес-проектом, название которого по просьбе Дмитрия, в их квартире ну никак не должно было прозвучать, она стала одним из моих постоянных клиентов, делая заказы, правда, не для себя, а в подарок своим друзьям и знакомым, в том числе из нашего общего круга знакомых.

 

Так в моей жизни появилась ещё одна Лидия Петровна (подобное Имя-Отчество ещё носит моя соседка, один из моих преподавателей сценической речи, по совместительству ведущая артистка филармонии, ещё одна соседка по Микрорайону из соседнего дома и какая-то неизвестная мне коллега моей мамы по работе, которая всё время звонит нам домой). Особый восторг у неё произвёл и тот факт, когда ко мне в руки для озвучания попала книга Бориса Орлова, известного на всю область связиста, под руководством которого она когда-то работала, а также ещё несколько знакомств с разными известными людьми этого города.

 

Тем не менее несмотря на разные театральные обсуждения основной темой наших разговоров был создаваемый ей музей и книга, которую она писала. Она взахлёб рассказывала о том, как очень долго и сложно её регистрировали на сайте государственных архивов, а как-только она получала туда допуск, ещё с большим захлёбом делилась событиями далёкого даже не XIX и XVIII, а XVII и XVI веков. Оказывается, судьба будущей железнодорожной станции «Звезда», в частности, и всего будущего Безенчукского района вообще связана с именами великих исторических персонажей Орловых-Давыдовых и прочих царских особ этой великой эпохи. Рассказывала она о своём детстве на «Звезде» и даже о своих поездках на дачу, а с учётом того, что у меня дача в Безенчукском районе и того, что я – руководитель Народного театра всегда вызывало у неё только уважение и всегда она подкидывала мне какой-нибудь факт из истории жизни театрального Безенчука.

 

Так, например, узнав, что Народный театр остался без помещения и, фактически, потерял статус, пыталась мотивировать меня сдать что-нибудь в архив именно из моей эпохи руководства этим театром, чтобы ничего не пропало, а когда узнала, что моими стараниями судьба Народного театра получила вновь официальный статус, с большой радостью поведала мне историю о том, что её дядю за большие успехи именно на сцене этого театра приглашали учиться в Москву ученики самого Станиславского и Немировича-Данченко. И даже сами Мейерхольд и Таиров, заметив подающего надежды самодеятельного таланта приглашали идти именно в их театры, считая, что в академических сценах МХАТа ему ничего не светит, но планам помешали события 1941-1945 гг.

 

Наблюдая за систематическим развалом моего театра и попытками оклеветать меня со стороны чиновников городской Администрации и Департамента культуры Самары, а также все мои отчаянные попытки не дать уйти в небытие не только Молодёжному театру Самары, но и безенчукскому, учитывая, что в Самарском «Эксперименте» ведущим актёром театра был её сын, постоянно рассказывала мне о её конфликте с безенчукской Администрацией, а вернее с теми же самыми людьми, которые воевали со мной, имея чёткое намерение возглавляемый мной Народный театр разрушить окончательно и бесповоротно, боровшиеся и с делом всей её жизни. Ей хотелось всё бросить, оставить, подарить всё им, даже не вдаваясь в подробности того, что с этим в последующем будет. Даже если всё это выбросят на помойку – значит такая судьба. Хоть и, получив формальную прописку в Доме культуры, безенчукские чиновники под предводительством Елены Морозовой, заявляли, что никакого музея в природе не существует даже в случае неоднократной победы на областном конкурсе губернских грантов в области культуры. Хотя другие люди помогали чем могли и сохраняли всё как могли.

 

И вот в момент самого страшного отчаяния, уже понимая, что с музеем можно было сделать только одно – самой его закрыть – как бы признавая, что никакого музея не было, Лидии Петровне улыбнулась удача: руководство школы, находящейся по соседству с Домом культуры, где располагался музей, в лице её директора замечательной женщины Ирины Ивановны нашло выход из положения: создать школьный музей истории станции «Звезда». Закипела работа, развернулись новые экспозиции, правда сделанные ранее баннеры для музея подарены Дому культуры, и так и остались в нём, школа стала для музея родным домом. Была выпущена книга. При недостатке какого-либо финансирования со стороны государства нашлись люди небезразличные к истории своего рода и своей Родины, желающие эту книгу издать и, получив себе за любые деньги к себе на книжную полку, т.к. в книге говорилось и об их родственниках. Дошло до того, что такие важные мероприятия, как Ночь искусств, Ночь музеев добрались и до рядовой сельской глубинки. Огромные деньги были выделены на открытие Памятника безенчукским вертолётчикам, т.к. в Безенчуке располагается Вертолётное военное училище. Планировалась и презентация книги.

 

Новый директор МБУ «Культура» Олеся Егорова высоко оценила её деятельность и предложила оказать поддержку всем полезным начинаниям. Несмотря на то, что Лидию Петровну постигла та же участь, что и мою маму (тяжёлая болезнь, инсульт даже в более тяжёлой форме, чем у моей мамы), оставаясь сама в очень тяжёлом состоянии, находила в себе силы следить за состоянием здоровья моей мамы, которая уже пошла на поправку, принимала разные решения и оказывала мне помощь, в том числе и в том, чтобы поставить меня на ноги после перенесённой тяжёлой операции, а также давала разные советы и методические рекомендации по спасению и восстановлению моего театра. Т.к. самым дорогим в этой жизни, что послано на нашу грешную святую Землю Господом Богом является человеческое общение, а одной из Заповедей Божьих является «Помоги ближнему», я не имею никакого морального права допустить, чтобы дело этой прекрасно женщины, так и её светлое имя было предано забвению и пущено на самотёк, а потому, не откладывая ничего в долгий ящик, поставил вопрос ребром о дальнейшей деятельности музея. И, услышав пожелание от её сына Дмитрия, с которым я до сих пор сотрудничаю, взять дело в свои руки, незамедлительно обратился к руководству школы о всестороннем сотрудничестве по продвижению музея. Пока не знаю уместно ли это и нужно ли, но моё пожелание останется неизменным – музей должен носить имя его создатели и основателя Лидии Петровны Власовой.

 

Средство массовой информации культурно-просветительского сетевое издание СМИ «Древо поэзии» и Администрация учреждения культуры Центральный молодёжный камерный театр «Эксперимент» г. Самара выражают соболезнование актёру, режиссёру, поэту и драматургу Дмитрию Власову, сотрудничающему с театром, а также всем её родственникам, коллегам и членам семьи, друзьям и всем, кто знал её и общался с этой замечательной женщиной. Светлая ей память.

 

P.S. Не знаю, что входит в какие планы и имеются ли финансовые средства у ОАО «РЖД» по развитию прилегающей территории, но, учитывая то, что все мы с вами живём в приличном обществе, в котором последнее слово покойного является законом, в одной из бесед после открытия Памятника вертолётчикам Лидия Петровна соощила мне, что была бы искренне рада и счастлива, если бы на станции Звезда рядом с ж/д вокзалом повился какой-нибудь советский паравоз, как символ военных и трудовых подвигов жителей Звезды и всего советского народа. Если кто-то когда-то это осуществит и станция Звезда будет украшать очертание известной всем, к сожалению, по прошлому машины, и если кто-нибудь когда-нибудь, при каких обстоятельствах - не важно, возьмётся это осуществить, я буду первым человеком, кто выразит этому человеку личную благодарность, т.к. несомненно буду верен, что руками и помыслами этого человека будет руководить и действовать Лидия Петровна.

 

Главный редактор СМИ «Древо поэзии»,
Художественный руководитель Центрального молодёжного камерного театра «Эксперимент» г. Самара,
временно исполняющий обязанности руководителя школьного музея истории станции «Звезда» Безенчукского района Самарской области

Антон Ладецкий

 



 

Чтобы зявить о своём желании сотрудничать со СМИ «Древо поэзии» в одном из городов и населённых пунктов Самарской области, свяжитесь с редакцией нашего СМИ, написав письмо, (в письме укажите ваши контактные данные) или напишите сообщение по WhatsApp Viber: +7(917)126-98-98 с понедельника по пятницу с 08.00 до 20.00 по самарскому времени: +1 час от мск. вр. (звонить не надо, пишите или письмо, или сообщение WhatsApp / Viber по указанному номеру).




Категория: Театр | Прочтений: 963 | Источник: poetree

Вы можете выслать любую сумму на поддержку и развитие культурно-просветительского сетевого издания СМИ «Древо поэзии». Перед тем, как сделать денежный перевод, можно написать нам письмо о вашем желании быть меценатом СМИ «Древо поэзии», также, если это необходимо, мы можем заключить с вами договор о меценатской поддержке СМИ «Древо поэзии».


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar