19.08.2021 (01:00)
Кому нужен зритель?
Кому нужен зритель?

Фото с сайта Pixabay

 

Для чего нужно приходить в зрительный зал на спектакль, концерт, праздничное мероприятие, если потом жизнь снова приходит в своë обычное русло и всë остаётся по-прежнему, как было, и так и дальше? Действительно, много ли смысла от похода, скажем, в театр, после которого есть только ощущение потраченного зря времени? Да и много ли стоит встреча с актëрами, которые тебе не интересны, не нужны и которые тебя ничем не вдохновляют? 


 

Главный человек в зале не актёр, не режиссёр, не руководитель Департамента культуры, не Глава городского округа и даже не Губернатор. Главный человек в зале - зритель, и для него и только для него совершается сценическое действие. Если бы это в полной мере осознавали театральные менеджеры, директора, худруки, режиссёры, было бы больше причин зрителям бывать на событиях и не нужно было бы ломать голову, как вновь собрать зал на очередной новый спектакль, на "печальный праздник" театральной тишины.

 

Просто ставить спектакли - даже, если это хорошие спектакли, - мало. Нужно их ставить, думая не о пьесе только, не о том, как оформить сцену, каких актёров пригласить, какую музыку использовать или написать. Поскольку, если всё это не рассчитано на зрителя и не предполагается, что зрителю будет ПОНЯТНО всё, что происходит на сцене, более того, если не подразумевается отклик зрителя на происходящее на сцене… то мы поздравляем вас – у вас нет театра!

 

Заплативший за всё зритель или зритель всё равно за всё заплатит!

 

Если цель – оказание культурно-досуговых услуг, где от человека требуется просто купить билет, сесть на место и сидеть там молча, а потом идти на все четыре стороны, то надо взглянуть правде в глаза: никакой это не зритель. Фактически, при таких условиях, люди, которые просто покупают билеты, ничего не видят и не слышат, потому что они не являются зрителями. А кто они?

 

Они просто покупают билеты. При этом, они в большинстве случаев могут не знать артистов/актёров на сцене, не понимать действие, которое там происходит, смысл режиссуры и многое другое. Чего можно требовать от просто людей, которые просто пришли и сели, смотрят: там бегают по сцене какие-то люди, что-то кричат, какая-то звуковая какофония… а, вот, всё, наконец-то всё закончилось и можно уходить отсюда!

 

А что остаётся? Ничего. Дебет-кредит. Сколько билетов продано. И что самое смешное, не организовав вообще никакую работу со зрителем, театральные и концертные администраторы смотрят на свои бумажки и считают, сколько продано билетов на это, сколько – на то. Они думают, что продажа билетов зависит от качества работы людей, от качества спектаклей и концертов. Это заблуждение.

 

Люди идут туда, где интересно, где кипит жизнь, где постоянно что-то происходит и можно попутно решать свои личные задачи: хорошо проводить время, знакомиться, создавать семью, дружить, узнавать что-то новое и полезное. И они всё равно находят такие «центры», сегодня, как правило, это происходит в интернете. Почему культурные учреждения не хотят привлекать внимание зрителей, почему практически во всех учреждениях культуры царит дух безразличия к зрителю и убеждённость в том, что люди сами собой будут всегда приходить к ним просто потому, что они существуют?

 

И что? Неужели вы думаете, что люди ничего не чувствуют? Неужели вы считаете, что люди, приходя к вам, просто хотят получить «услуги», просто тихо посидеть, молчком, а потом раствориться в воздухе до следующего раза?

 

Зритель в зале даже не гость...

 

Когда вы приходите в гости к своим друзьям, вам же хочется, чтобы они вам радовались, чтобы проявляли к вам внимание, правда? Вы ещё можете обидеться на своего старого доброго друга, если он выкинет какой-нибудь номер по отношению к вам, к человеку, которого он называет своим другом, и позволяет себе вести себя по отношению к вам просто непристойно, по-хамски, отвратительно и некультурно.

 

А вот, когда ты находишься в зрительном зале, ситуация ещё более драматическая. Фактически, ты здесь чужой, да не пойми кто ты здесь! Да ещё за твои же деньги. Спектакль, который ты смотришь, идёт отдельно от тебя просто для того, чтобы «оправдать» стоимость билета. Всем этим людям на сцене ты не нужен. И после спектакля ты точно также им всем не нужен. А если ты попытаешься потом им что-то сказать…

 

Сказать ты, конечно, можешь всё что угодно. Даже отзыв можешь оставить. Кому-нибудь это нужно, интересно? Нет, ты никому в этом театре не нужен. Для них главное, чтобы ты, как безмозглый убогий наркоман снова зачем-то пришёл в следующий раз, купил билет, сел молча – и только таким ты им нужен, потому что они используют тебя, живут за счёт твоего молчания и заинтересованы в том, чтобы ты и дальше продолжал молчать, не поднимая вообще никаких вопросов и не ища никаких причин.

 

Ведь если вступить с заинтересованным и небезразличным зрителем в дискуссию, то выяснится, что у нас актёры все плохие, спектакли никто ставить не умеет, денег нет на декорации, а тут ещё какая-то пандемия, понимаешь, которая совсем аппетит испортила, посадила на жестокую диету! И зритель недоумённо глядит в глаза всем этим странным людям, не понимая, а зачем им тогда театр, если он им, в общем-то, не особенно-то и нужен?

 

Зрящий в никуда зритель

 

Все эти «умные» разговоры про то, что люди заинтересованы в работе со зрителем, которые ведут потерявшие способность мыслить директора театров, просто откровенная ложь. На деле – только продажа билетов и никакого иного контакта нет и не может быть. 

 

Это как в продуктовом магазине. Там как раз роль «примадонн» исполняют блистательные продавщицы. Однако, с этими богинями товаров народного потребления зритель вступает даже в диалог! То есть получается так, что даже в обычном магазине зритель более нужен и необходим, чем в зрительном зале, где, как в космосе он может лететь куда хочет по какой-угодно траектории. Актёры летят сами по себе – зритель летит куда-нибудь в другую сторону.

 

В некоторых театрах думают, что всё дело в отношении к людям, мол, надо им улыбаться при входе в театр, организовать кафе с напитками и закусками, красиво всё обставить внутри. Подождите, а спектакль? Он будет присутствовать в жизни зрителя, который купил на него билет? Каким-то образом спектакль связан со зрителем или нет?

 

То же можно сказать и о концертной шоу-программе. Порой, люди, находящиеся в зале, вообще не нужны никакой программе, никаким музыкантам. Артисты на сцене что-то поют, играют, совершенно не задаваясь вопросом, а как воспринимает зритель, что он думает обо всём об этом? Считается, что главное, чтобы кричали и хлопали. Ну это когда выступают звёзды. А если не звёзды выступают? Ведь не всегда же будут выступать звёзды.

 

И вот к чему приводит отсутствие контакта со зрителями и не сформированная, не проводящаяся работа вне зрительного зала, вне спектаклей и концертов – воспринимают люди культурное событие просто как ДОСУГ и хорошее проведение времени, но без каких-то обязательств и ответственности за всё, что происходит на сцене.

 

Зритель не имеет ни права голоса, ни мнения, ни уважения. Его просто обманывают и грамотно разводят на деньги, убеждая в том, что здесь происходить культурное мероприятие, якобы «творческое». Но это надо ещё, чтобы очень повезло, если ты попал действительно в театр и тут тебя ждали и от тебя, как от зрителя, что-то зависит. Обычно всё наоборот – с тебя просто взяли деньги за билет и просто плюнули тебе в душу...

 

Главный редактор СМИ «Древо поэзии» Ладецкий А.Л.

Учредитель СМИ «Древо поэзии» Кабилов А.В.

 



 

Чтобы зявить о своём желании сотрудничать со СМИ «Древо поэзии» в одном из городов и населённых пунктов Самарской области, свяжитесь с редакцией нашего СМИ, написав письмо, (в письме укажите ваши контактные данные) или напишите сообщение по WhatsApp Viber: +7(917)126-98-98 с понедельника по пятницу с 08.00 до 20.00 по самарскому времени: +1 час от мск. вр. (звонить не надо, пишите или письмо, или сообщение WhatsApp / Viber по указанному номеру).




Категория: Театр | Прочтений: 1015 | Источник: poetree

Вы можете выслать любую сумму на поддержку и развитие культурно-просветительского сетевого издания СМИ «Древо поэзии». Перед тем, как сделать денежный перевод, можно написать нам письмо о вашем желании быть меценатом СМИ «Древо поэзии», также, если это необходимо, мы можем заключить с вами договор о меценатской поддержке СМИ «Древо поэзии».


Похожие материалы
Всего комментариев: 1

№1 - 20.08.2021 в 15:50
я бы сказал что театр мертв ,но он и не оживал...хотя оппоненты могут сказать для кого как...это да......всеми брильянтами города не любимое
Колесо как не странно еще что то выдает —для меня конечно...
avatar