Культурно-просветительское
сетевое издание СМИ «Древо поэзии» 12+
 
09.11.2020 (00:01)
Чем начинающий писатель отличается от мастера
Чем начинающий писатель отличается от мастера

Поговорим об истоках литературного труда.

На первый взгляд может показаться, что литераторство – это какое-то такое занятие, которым занимаются какие-то далёкие люди где-то там, что у них больше возможностей и им кто-то помогает и прочее. Однако, на самом деле всё ровно наоборот: писательский труд всегда происходит в невыносимых муках, самостоятельно. И, скорее, писатель – помогает читателю.

Невозможно из полного небытия родить на свет Божий что-то без мук, без трудностей и без страданий. И писатель не исключение. Когда пишущий человек что-то начинает сочинять или даже не сочинять, а честно рассказывать, что называется «как есть», всё равно ему будет плохо, а не хорошо, и не будет никаких удобств. Литературный труд всегда некомфортен и даже опасен для человека, он требует огромного мужества, сил и выдающегося трудолюбия.

Почему всё так? Трудно ответить на этот вопрос. Наверное, это загадка, которую ещё предстоит разгадать человечеству. Сегодня же я попытаюсь рассказать вам всего лишь о том, чем отличается начинающий писатель от мастера и – главное, – почему невозможно миновать ранг «начинающего» и невозможно сразу взять, и стать мастером литературного ремесла.

 

Как и зачем человек становится писателем

Сейчас в школах всё реже и меньше пишут осмысленные сочинения. Значительно меньше молодых людей читают произведения русской и зарубежной литературы, переведённой на русский язык за последние несколько столетий в большом объёме и изданной в прошлом 20 веке.

Ведь для того, чтобы почувствовать и осознать себя человеком пишущим, нужно непременно читать, и читать очень много; а ещё надо пробовать излагать свои мысли в устной и письменной речи, и, конечно же, быть интересным рассказчиком, способным увлечь своим рассказом слушателей.

При этом у начинающего работать со словом могут быть какие угодно мотивы, цели, мечты, главное – он начинает писать.

В подавляющем большинстве случаев это происходит в молодом возрасте, когда человек ещё мало видел и пережил, полон романтических чувств и воспринимает мир очень эмоционально и небезразлично. И, вот, переполняющие человека чувства однажды начинают переливаться через край, приводя к естественному желанию их каким-то образом отразить и воплотить.

В тот момент, когда вокруг себя молодой человек (или девушка!) видит равнодушных и безразличных людей, которым нет дела до всех этих эмоциональных всплесков и порывов, до поисков смысла, в себе  начинающий писатель ощущает обширную гамму переживаний, многие из которых даже трудно описать словами, они не поддаются выражению в словах – чистые чувства.

И однажды, когда человеку становится совсем не по себе, происходит прорыв – и начинает рождаться первый текст, который потом забудется и потеряется сквозь толщу прожитых лет, но он становится первым шагом на пути к обретению самого себя, к тому, что в мире появляется ещё один сочинитель, пишущий человек, потенциально могущий написать нечто новое для людей, оставить след после себя.

Для того, чтобы остаться в этом мире в своих произведениях и, чтобы весь писатель не умер и душа его в заветной лире победила земной прах, как писал А.С. Пушкин.

 

Почему начинающему писателю надо пройти через графоманию

Всё, что напишет начинающий писатель, каким бы «сильным» оно ему не казалось, будет чистой графоманией, потоком сознания, бесполезным словесным дождём из образов и исписанных листов (раньше все писали от руки). И пройдёт очень много времени до того момента, пока наконец-то однажды к графоману придёт осознание, что он никому не нужен и у него просто-просто нет никакого читателя.

Даже сам факт, что графоману нравится писать, что он кайфует от процесса создания текста, его не смущает, не наталкивает на мысли, что что-то тут не так. Графоманы становятся фанатами писательского дела, они живут по принципу «ни дня без строчки», им постоянно хочется почитать свои тексты кому-нибудь и даже не важно кому именно!

И, как следствие, графоманы сбиваются в кружки и начинают встречаться друг с другом. Их объединяет графомания, страсть к написанию текста и болезненная зависимость от текста…

Однако, как бы парадоксально не прозвучало это, но писатель обязательно должен пройти через этот скорбный период, ему просто нельзя по-другому, потому что он должен знать о том с чего начинается писательское поле, способное произрастить полезную словесную пшеницу, оно начинается с сорняков, произрастающих вместе с пшеницей в большом изобилии.

 

Так ли нужна критика начинающему писателю

Существует мнение среди так называемых «маститых» писателей, которые, как правило, никому не известны и не признаны читателями, что начинающих молодых писателей (и поэтов!) обязательно надо обильно критиковать, разбирать, поучать, научать и прочие глупости.

Толку от этого всегда мало. Более того, ни один начинающий читатель по-настоящему ещё не написал ничего полноценного, не создал ни одного произведения литературного искусства, а его начинают поучать, основываясь на выводах, сделанных по каким-то странным текстам, которые уже через несколько лет забудут даже самим автором, поскольку в них нет никакого смысла и ценности.

Критика – это целое искусство. И главное в критике ни в коем случае не задеть и не обидеть того, кого ты критикуешь… Насколько же сложно это сделать! Почти невозможно.

И что происходит на самом деле? Вместо того, чтобы помочь, направить и подсказать, разочарованные недописатели с остервенением набрасываются на молодых графоманов, как только представляется такая возможность. Якобы для того, чтобы восторжествовала какая-то справедливость. Но в таком действии нет и не может быть пользы.

Очевидно, что всякое творческое начинание надо поддерживать, а не пытаться его погасить. Такой разрушительной критике нет и не может быть никакого оправдания.

 

Проза или стихосложение начинающих писателей

В самом начале своего писательского пути все графоманы и любители обязательно пишут стихи. Поскольку настроение может быть у начинающего писателя разным и стихийно меняется, порой, даже совсем не известно каким образом это происходит!

Например, вдруг нахлынет на молодого человека нечто романтическое и щемящее душу и всё – начинает стихослагать. Между прочим, именно так и появлялись так называемые «тексты» многих песен или реперские бормотания.

А уже на следующий день – какой-нибудь текст о чём-нибудь. Причём, у графомана это всегда так: не известно зачем и о чём, потому что главное здесь не смысл, а просто сам ПРОЦЕСС, в котором находится начинающий писатель, так называемое «творчество», которое кажется правильным и справедливым.

Беда ещё в том, что это всё сопровождается тем, что молодые писатели забрасывают учёбу, пропускают занятия в школе или пары в институте и бесцельно шатаются по улицам, накручивая километры. И всё это на эмоциях, в больших сильных чувствах и каких-то переживаниях, которые неизбежно присутствуют у тех, кто склонен к сочинительству и только-только вступил на этот на самом деле весьма непростой путь.

Но все эти стихи и «тексты» тоже потом потеряются в общем процессе развития литературного труженика, и не будет в итоге никакого смысла во всех этих стихах и рассказах, поскольку все они не будут дописанными, доделанными, додуманными… Но - повторюсь ещё раз – миновать этот путь совершенно невозможно, двигаясь к мастерству владения словом.

 

Сложности перехода из начинающего писателя в действительные литераторы

Это всегда связано с осознанием своей бесполезности для читателей и неспособности выразить свои мысли в слова таким образом, чтобы быть понятым и понятным.

Кому-то надо пойти получать гуманитарное образование, чтобы получить навык работы с информацией и написать такое большое количество текста, которое снимет все преграды и зажимы; кому-то достаточно одного мастера и его мудрых советов (но так везёт очень немногим); а кому-то надо вообще поступить в литературный институт и на филологический факультет университета, скорее всего, заочно.

Переход из начинающего писателя в литераторы долог и нуден. На этом пути придётся много чего пережить, узнать и понять. Возможно, даже приобрести новую профессию, которая ещё больше расширит горизонты понимания жизни. Но самое главное, что здесь приходит полное осознание своей бездарности и никчёмности, бессмысленности всей прежней графомании.

Многие ошибаются во время этого сложного перехода и ошибочно обвиняют во всём происходящей своих вчерашних друзей по литературному миру… и навсегда ссорятся с ними, как со злейшими врагами…

Пройдут годы и обо всех этих ссорах писатель не один раз пожалеет, но изменить ничего уже будет нельзя, поскольку за давностью лет утечёт слишком много воды и об этом писателе уже забудут даже те, с кем он когда-то был в ссоре. Ведь с годами абсолютно всё забывается и утекает навсегда в лету жизни.

И однажды, когда никого не будет рядом, вдруг придёт осознание, что ты может писать совершенно иначе, уже не ориентируясь только лишь на свои чувства и эмоции.

Вот в этот момент после стольких лет и стольких событий рождается писатель, способный действительно что-то оставить после себя людям с помощью слов и образов.

 

О чём и для кого мастерит писатель

В том-то и дело, что на начальном уровне графоман пишет для себя, для своего удовольствия, он получает от этого процесса большие эмоции и впечатления. И, чем сильнее впечатления и эмоции графомана, тем бесполезнее его тексты. Поскольку графоманам не ведомо простое правило писателя.

Нужно всегда писать для людей, а не для себя.

А писать для людей – это значит иногда затрагивать такие темы, которые тебя лично совсем не интересуют, но могут быть интересны людям. Так же писать надо так, чтобы не только ты сам мог понимать о чём ты пишешь, но и читатели твоего текста. И, конечно же, вопрос пользы и целесообразности всегда стоит перед писателем, он никогда не забывает о читателе, с которым, фактически, он ведёт разговор, создавая свой какой-либо текст.

Конечно, существуют и более тонкие задачи, стоящие перед писателем. Вот, некоторые из них, каждая из которой требует отдельного обстоятельного разговора, объяснения с примерами и аргументами, поскольку бытует множество иллюзий о писателях, литераторах и до сих пор у большинства людей нет ясности о том, из чего стоит эта, всё-таки, профессия:

  • В каком стиле излагать свои мысли.
  • Писать статьи или книги.
  • Какую именно мысль или идею донести в тексте.
  • В чём именно выражается ценность текста.

 

Вдохновение или мастерство литературного труда

Удивительно, но все начинающие авторы ищут всё время какого-то особого состояния, каких-то переживаний и страданий, чтобы начать писать, если никаких чувств нет, то и не пишут вовсе.

Такое писательство происходит всегда стихийно, оно летит на огромной скорости – в одно время, а потом – начинающий автор замолкает и больше уже не подаёт «голос», словно не было и нет такого автора. И, как ни странно, начинающие авторы всегда именно НАЧИНАЮТ.

То есть, каждый текст у начинающего автора – всё время начало чего-то, постоянное и бесконечное начало без продолжения. А его и не будет, оно просто невозможно, поскольку главное тут не результат деятельности, а процесс, которым такой человек наслаждается и упивается!

И невозможно изменить это, поскольку если новичку не будет очень интересно заниматься любительским литераторством и смаковать слова, которые он пишет, испытывая чувство глубокого удовлетворения и гордости самим собой, без этого самолюбования просто никогда не возникнет настоящего писателя, который действительно что-то может написать и сказать этому миру.

Начинающему автору ещё не известно, что такое труд писателя и из чего он складывается. Новичок не знает, что писатель может работать без вдохновения точно так же хорошо, как при этих редчайших особых состояниях. Потому что писатель пишет своё произведение и все тексты не потому, что это ему нравится или не нравится, а потому что он владеет искусством стройно излагать мысли в словах.

И тут, скорее, важна именно изюминка рассказчика, нежели эмоции самого рассказчика. Просто читателю должно быть интересно идти рука об руку с автором. А для этого нужно не только вдохновение, а, в буквальном смысле, строительство текста, продумывание мелочей, верное и чёткое использование слов, ну и, конечно же, красота литературного языка, без которой книга будет читаться тяжело или вообще не читаться…

 

Что даёт новичку обучение писательскому ремеслу

Новичок, как правило, сталкиваясь с реальным мастером писательского ремесла, не понимает, зачем пишутся все эти «не крутые» тексты, в которых нет, как кажется новичку таланта и некоей «силы», нечто такого, что, как говорят журналисты «цепляет».

Но журналистика и литературный труд различны между собой и не являются частью одного целого, поскольку журналист, как актёр в театре говорит о быстро ускользающей современности, пытаясь остановить момент, он доносит информацию, которая имеет ценность только сегодня. Проходит время и ценность таких материалов начинает падать всё ниже и ниже.

В отличие от журналиста, писатель работает всегда на перспективу, он нацелен в будущее, понимая, что то, что он пишет сегодня, может быть сразу не прочитано, не оценено, не принято, не понято. Поскольку, люди устроены так, что сначала их интересует день сегодняшний: его слухи и сплетни, его яркие герои и скандалы вокруг них, новости и события… Но иногда… иногда человеку хочется чего-то иного, что никогда не предоставит ему ни один новостной портал.

Многие заблуждаются насчёт литературного труда, считая его неперспективным и никому не нужным, поскольку он никогда не даёт быстрых видимых результатов. Это всегда работа в долгую, на перспективу. Потому что писатель пишет не «информацию», а текст, который больше чем просто информация или контент. Он предлагает читателю смыслы и идеи, примеры, образы и сравнения, то есть пробуждает у него способность анализировать, мыслить, думать самостоятельно.

Следовательно, изначально начинающий писатель должен быть профессиональным читателем, знающим и понимающим, что такое литература, имеющим свой собственный читательский опыт общения с мастерами слова. Без этого невозможно уметь различать стройное изложение от сумбурного потока мыслей, не связанных друг с другом. Но – о чудо! – на сегодняшний день нет и никогда не было такой концепции обучения писательскому ремеслу, что изначально нужно быть именно читателем и стать в этом читательском деле профессионалом.

И вот, если всё-таки есть читательский опыт и новичок почувствовал в себе искру стремления писать тексты, ему всё равно придётся этому учиться. И здесь, конечно, будет и личный путь проб-ошибок, и даже институт в который полезно поступить, и общение с коллегами разного уровня, и участие в конкурсах и фестивалях, и выход в той или иной форме на читателей и дискуссия с ними, и готовность к критике.

 

ВЫВОД

Для меня, как для литератора, который находится, как мне думается, на границе перехода из начинающих писателей в литературный труд, подразумевающий совершенно иное отношение к этому труду, весьма важно было летом 2020 года открыт этот блог, поскольку здесь – по мимо всех прочих тех – я в обязательном порядке буду говорить о писательском труде и его составляющих. Меня это интересует, как литератора и блогера.

Блогеры наиболее всего близки к писателям, потому что пишут не только для дня сегодняшнего, но и нацелены в будущее, которое сулит немалые перспективы тем, кто много и плодотворно трудится.

Однако, последнее слово всегда за читателями, как для писателей, пишущих в художественном стиле, так и для блогеров, ведущих свои онлайн-дневники в интернете.

Я буду благодарен вам, если вы оставите комментарий к этой статье и выскажете своё мнение относительно отличия начинающего писателя от мастера литературного труда. Кроме того, вы можете записаться на курс «Автор», чтобы повышать навыки ведения своего информационного канала, сайта, страницы в соц.сети.

Андрей Кабилов


Категория: Литература | Просмотров: 291 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar