творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
15.05.2014 (17:32)
Зрительская рецензия на спектакль "Антигона" в МДТ
Зрительская рецензия на спектакль "Антигона" в МДТ

В Молодёжном драматическом театре (г. Тольятти) состоялась премьера спектакля «Антигона» по пьесе Жана Ануя, который, в свою очередь, осовременил трагедию Софокла. Режиссёр Алёна Киватцева (Санкт-Петербург), выбрав этот материал для своей дипломной работы, пошла дальше, по-творчески расставив акценты и добавив интересные образы, благодаря чему в пьесе появились новые смыслы и поднялись вопросы, близкие современному обществу.

 

События истории начинаются с того, что вопреки приказу царя Креона, юная Антигона отказывается предать традиции и под страхом смертной казни совершает обряд погребения над своим братом, погибшим в борьбе за власть. Сразу хочется осудить жестокого царя, но у него есть своя правда, впрочем как и у всех остальных героев пьесы, с которыми зритель сначала бегло знакомится в прологе, а затем по мере развития событий узнаёт философию каждого и делает свои умозаключения по поводу увиденного.

 

Что касается внешней стороны, то спектакль решён блестяще. Выбран стиль минимализма: практически пустая сцена, на задней стенке - граффити, на котором выделяется крупная непропорциональная голова женщины. Всё, что есть на площадке - это несколько полуизогнутых скамеек на колёсиках с решётчатыми спинками, а по бокам - конструкции, напоминающее клетки. Но скупость художественного оформления сцены и отсутствие костюмов компенсируются богатой динамикой: во время действия спектакля скамейки передвигаются, трансформируясь в разные формы - они становятся то кроватью, то трибуной, то царским троном, то тюрьмой, то дорожкой к эшафоту. Все эти оригинальные перемещения смотрятся очень эффектно и оказывают непередаваемое эстетическое воздействие. В голове возникает буря эмоций: «Круто! Здорово! Класс!».

 

 

Антигона, МДТ

Антигона, МДТ

Художники граффити: Кирилл Веснин, Петр Можаев

 

 

Безусловный плюс и потрясающее украшение спектакля - это хореографическая часть. Большая массовка, изображающая стражников, - это танцоры из Федерации спортивного танца Брейк Данс. Я всегда с большим восторгом относилась к этому направлению в современном танце, поэтому буквально с открытым ртом наблюдала за ребятами, особенно когда они синхронно исполняли сложные движения.

 

 

Федерация спортивного танца Брейк Данс

 

Антигона, МДТ

 

 

Что касается актёрской игры, то стоит дать высокую оценку Яне Кривуля, исполнявшей роль Антигоны. Девушка обладает ярким талантом драматической актрисы, и с годами у неё есть все шансы стать звездой, если, конечно, ей улыбнётся удача. Я лично от всей души желаю Яне успеха в актёрской карьере. Думаю, у неё всё получится.

 

 

Яна Кривуля. Спектакль Антигона

Яна Кривуля, спектакль Антигона

Яна Кривуля, спектакль Антигона

Яна Кривуля, Дмитрий Марфин, спектакль Антигона

Яна Кривуля в роли Антигоны. МДТ.

 

 

Удались также и роли второстепенных героев пьесы. Антон Шибанов легко и непринуждённо, проще говоря мастерски, исполнил сразу две роли - стражника и рассказчика.

 

 

Антон Шибанов, Антигона

Антон Шибанов в роли Хора (или рассказчика)

 

Антон Шибанов и Дмитрий Марфин

Царь Креон допрашивает Стражника

 

Антон Шибанов, Антигона

Антон Шибанов в роли Стражника

 

Антон Шибанов, Антигона

Антон Шибанов и Яна Кривуля. Стражник задерживает Антигону.

 

Антон Шибанов и Яна Кривуля

Антон Шибанов и Яна Кривуля. Стражник и Антигона. Подкуп Стражника.

 
 

Христина Шепель, игравшая Исмену (сестру Антигоны), тоже была органична и естественна в проживании своей героини.

 

 

Христина Шепель, Исмена

Христина Шепель, Исмена

 

Христина Шепель и Яна Кривуля, Антигона

Христина Шепель и Яна Кривуля. Исмена хочет пойти вслед за Антигоной...

 

Христина Шепель, Исмена

... но Исмена не такая смелая, как её сестра Антигона

 

 

Григорий Береснев (роль Гемона, жениха Антигоны) получил хороший шанс раскрыть свой актёрский талант — ему удалось передать трагический образ юноши, который потерял опору в жизни, духовно ослабел и утратил всякий смысл дальнейшего существования.

 

 

Григорий Береснев, Гемон

Григорий Береснев в роли Гемона. Свидание с Антигоной.

 

Григорий Береснев, Гемон

Они могли стать хорошей парой, но...

 

 

Глобальную работу над ролью и над собой провёл Дмитрий Марфин, исполнивший роль царя Креона - таких серьёзных актёрских работ в карьере Дмитрия я лично не припоминаю. Алёна Киватцева поступила мудро, пригласив Дмитрия Марфина принять участие в спектакле, потому что он не только актёр, но и профессиональный режиссёр. Я уверенна, что многие режиссёрские решения в постановке «Антигоны» исходили от него. На протяжении всего спектакля я ощущала дух театра «Дилижанс», где Дмитрий служит уже много лет. Трансформация декораций, сидение актёров на краю сцены, их активное взаимодействие с залом и выход в пространство зрителей — этим отличаются многие постановки «Дилижанса» и эти ходы мне очень понравились и в «Антигоне». К слову сказать, Алёна Киватцева сумела привлечь к своему проекту сразу несколько коллективов, и наверное поэтому спектакль получился таким оригинальным и насквозь пропитанным творчеством. Видна большая коллективная работа.

 

 

Дмитрий Марфин, царь Креон

Дмитрий Марфин в роли Царя Креона

 

Дмитрий Марфин, Антигона

Дмитрий Марфин в роли Царя Креона. Скамейки превратились в царский трон

 

Дмитрий Марфин, Антигона

Царь Креон : "Они говорят, что это грязная работа, но если мы не сделаем ее, кто ж её сделает?"

 

 

Поскольку спектакль дипломный, то помимо хвалебных речей, которые спектакль по праву заслуживает, мне хотелось бы добавить немного критики. Итак, что лично мне, как зрителю, хотелось бы улучшить в этой постановке?

 

Во некоторых сценах можно было бы снизить темп. В самом начале спектакля под очень быстрый рэперский ритм были представлены герои пьесы, и в моём сознании ничего не успело уложиться, поэтому приходилось догадываться кто есть кто уже в процессе дальнейшего действия. Кроме того, слишком быстрой была скорость проговаривания диалогов между Креоном и Антигоной, из-за чего смысл иногда проглатывался. В этой пьесе очень важны диалоги, важен сам язык пьесы, важен смысл, стоящий за диалогами, поэтому слишком быстрый темп, который очень эффектно смотрелся в некоторых сценах, в других местах воспринимался немного трудновато. Впрочем, кто-то из зрителей наверняка возразит мне. Есть люди, которым в этом спектакле понравилась именно высокая динамика.

 

Несмотря на мелкие замечания общие впечатления от спектакля у меня остались самые лучшие. И мне очень хотелось бы, чтобы эта работа продолжила свою жизнь на сцене, потому что спектакль обладает несомненной ценностью и несёт мощный нравственный заряд. Что я имею в виду?

 

С одной стороны в спектакле поднимается вопрос противостояния личности, имеющей свои взгляды на мир, и безликой толпой, которая со всем соглашается. В центре пьесы - конфликт бунтарского юношеского максимализма с природой власти и жестокими законами общества. Это актуально, особенно для молодых. Но как мне показалось, в режиссёрской версии Алёны Киватцевой эти темы являлись как бы прилюдией к драматичному финалу, где был поднят вопрос о ценности бытия: стоят ли проблемы, ради которых ты хочешь совершить самоубийство, самой жизни? То, что кажется тебе таким важным, может оказаться ничтожным перед силой и невообразимой красотой бытия. Жизнь даётся тебе свыше, она даётся только раз, и только ты сам решаешь, как использовать этот драгоценный дар. Какими бы рамками не был скован человек, но даже в нищете, рабстве и несправедливости он может быть счастлив просто от того, что живёт и видит небо, цветы, животных, природу. То, ради чего ты так переживал, отступает перед вечными силами, заставляющими планету вращаться. Как мне показалось, режиссёр стоит на стороне христианской морали, признающей самоубийство смертным грехом. Поэтому, на мой взгляд, этот спектакль полезно посмотреть молодому поколению.

 

Пронзительной была сцена, в которой Антигона шла по дорожке к эшафоту, держа на руках куклу-младенца. Мной это воспринималось как образ ребёнка, который никогда уже не родится у них с Гемоном, потому что ОНА решила, что у них не должно быть будущего. Она сознательно идёт на смерть, думая, что её поступок повлияет на людей, но что происходит на самом деле? Выбирая смерть, она отказывается менять будущее, и к тому же лишает своих близких смысла жизни. Вдумчивый зритель придёт к выводу, что смерть — это не выход. Смертью ты ничего не исправишь. Только живой человек, какой бы трудной ни была реальность, способен что-то изменить.

 

 

Яна Кривуля, Антигона

Антигона сознательно выбирает смерть. А что выберет зритель?

 

Антигона, МДТ

Отчасти в решении Антигоны повинна безликая толпа.
Хватит ли у тебя сил жить дальше, глядя на всеобщую слабость?
Выбери жизнь! Не сдавайся.

 

 

Уже после премьеры мне стало известно, что дальнейшая судьба проекта находится под вопросом, ведь это не репертуарная постановка, входящая в план МДТ, и все, кто принимал активное участие в работе, делали это на безвозмездной основе. Честно говоря, один только этот факт вызывает огромное уважение к этим ребятам.

 

Стоит ещё упомянуть, что поддержка этого проекта в размере 50 тыс. рублей была осуществлена Городским благотворительным фондом «Фонд Тольятти» в рамках программы "Тематический фонд «Молодёжный АВБанк» на средства, предоставленные ОАО Банк АВБ". Мне как зрителю этого необычного, современного, творческого и, главное, наполненного смыслом спектакля хочется выразить благодарность всем, кто оказывал содействие в реализации проекта.

 

Остаётся надеяться, что спектакль всё-таки будет жить. На сцене МДТ или на сцене другого театра — он достоин будущего.

 

 

Алёна Киватцева, режиссёр

Алёна Киватцева, режиссёр

 

Антигона, МДТ

В конце спектакля режиссёр подтанцовывает вместе со всеми актёрами.
Зал аплодирует стоя. 
Алёне Киватцевой - 5 баллов в зачётку и орден за мужество!

 

Текст рецензии и фотографии:  Елена Кабилова

 

Зрительская рецензия на спектакль "Антигона" в МДТ
Категория: Театр | Просмотров: 1901 | Источник: vasilisa

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar