творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
24.03.2013 (11:04)
Встреча с художественным руководителем ТЮЗ "Дилижанс" Виктором Мартыновым
Встреча с художественным руководителем ТЮЗ
Да, это правда! Несколько дней тому назад мне посчастливилось встретиться с Виктором Мартыновым, художественным руководителем театра "Дилижанс"!

С тех пор мы с ним больше не виделись, но текст нашей встречи может радовать ещё долго и долго! Если вы по какой-то случайности не читали первую и вторую часть этого интервью, то обязательно прочитайте, потому что разговор получился крайне содержательным.

Разговор об искусстве нужно вести с людьми, которые посвятили ему всю свою жизнь, потому что опытный специалист как никто другой может поделиться с молодыми и начинающими работать деятелями культуры и искусства своим опытом.

Мы уже беседовали о фестивале. А потом ещё разговаривали о спектакле "Баба", который я посмотрел на этой неделе. Обязательно сходите в театр "Дилижанс" на спектакль "Баба", чтобы немного встряхнуться и увидеть иной театр, который достоин пристального внимания и долгих разговоров до темна.

Сегодня же, я публикую финальную часть нашей встречи, оказавшейся неким предварительным знакомством с космическим миром театра "Дилижанс", который весенним свежим ветерком ворвался в жизнь интернет-журнала "Древо поэзии"!..

* * *

А.Кабилов: Вот такой вопрос. Говорят: «провинциальные театры». Такое слово как некое унижение, а для кого-то – гордость. А что на ваш взгляд может быть общего между театрами столичными, даже мировыми театрами, и провинциальным театром?

В.Мартынов: Я сейчас не вижу границ. Раньше провинциальность в чём сказывалась? В том, что провинция была отрезана от информационных путей, прежде всего. Т.е. люди, которые жили в провинции, могли знать о жизни в столице или за рубежом будучи свидетелями этого или по слухам от кого-то. Это нужно было ехать в Москву, ходить во все театры, всё смотреть, узнавать, разговаривать с людьми…

А.Кабилов: …Ещё проблема там была билеты достать!..

В.Мартынов: Да-да-да… Напитаться… И поэтому, конечно, когда москвичи приезжали в провинцию, а тут люди сами в своём соку варятся! Они отучились лет 20 назад , может быть даже в Москве, но уже за 20 лет время поменялось, вообще разные искусства сформировались. И москвичи видят, что тут всё стоит на месте. Тут всё как было 20 лет назад, так и осталось. И ничего не изменилось. Или наоборот, что-то уникальное, интересное, самобытное рождается! Без влияния столиц. Да? И такое случалось. Тогда этот театр провинциальный становился интересным.

Мне кажется сейчас уже о провинциальности в искусстве вообще бессмысленно гвоорить.

А.Кабилов: Глобально всё, да?

В.Мартынов: Информационно мы все соединены. Сейчас ты можешь сидеть глубоко в Сибири и делать качественную литературу. Собственно, заниматься театром. Спокойно! Потому что мы все в общем информационном пространстве.

А.Кабилов: Интернет…

В.Мартынов: Интернет, да! Интернет. Поэтому сейчас «провинциальный» и «столичный» театр в нашей стране отличается уровнем финансирования. Только в этом есть разница. Уровень финансирования. От этого всё зависит…

А.Кабилов: Ну, «разница» – это понятно… 

В.Мартынов: Соответственно, уровень людей, которые работают на этих зарплатах, уровень материального оснащения и т.д., и т.д.

А.Кабилов: На счёт «разницы». Это тут можно долго за словом в карман не лазить. Это понятно… «Разниц» много, а вот где провинциалы в диалоге со столичными деятелями искусства сходятся? Потому что в столице иной порой не понимают, зачем нужны театры в провинции! Когда есть "мы"! Приезжайте к "нам"!!!

Сегодня выбирать профессию режиссёр - режиссёр театра, режиссёр кино, организатор культурно-массовых мероприятий - это вообще нужно молодому человеку? И если человек выбирает эту профессию, какими качествами должен обладать этот человек? Что важно для режиссёра? Ну хорошо, для режиссёра театра.

Виктор МартыновВ.Мартынов: Сама профессия «режиссёр» складывается из трёх составляющих: первое – это режиссёр-организатор, второе – это режиссёр-толкователь, третье – это режиссёр-педагог. Т.е три составляющие. У всех режиссёров какая-то составляющая сильнее развита, какая-то слабее… В любом случае, все три есть. И они очень важны.

В первую очередь – режиссёр-организатор. Соответственно, качествами человека должны быть: умение мотивировать людей на пустом месте, умение заражать идеей, умение составить график репетиций, чтобы всё выполняли, следить за дисциплиной и т.д., и т.д. В принципе, абсолютно сухая работа, но если ты вот этими качествами не обладаешь, то всё остальное: богатство фантазии, замыслов – это всё будет бессмысленно! Ты просто не сможешь это реализовать.

Второе – режиссёр-толкователь. Это как раз - режиссёр-философ. Это когда ты берёшь драматургию, ты берёшь литературный материал и создаёшь ему эквивалент видения того, как этот материал должен быть представлен зрителю. Фактически, нужно представить эмоциональную линию интеллектуального понимания, которую ты транслируешь зрителю. И получается, что зритель видит этот литературный материал так же, как ты его понял. Именно как ты его понял, как режиссёр понял...

А.Кабилов: Это вообще сверхзадача! Нужно иметь большой талант, чтобы так происходило!

В.Мартынов: Но мне кажется, так и происходит. Просто, иногда неумелые режиссёры недопонимают материал. Если режиссёр глупее драматурга – это видно. Заметно, что текст гораздо более насыщен и за ним стоит гораздо больше глубины, нежели нам показывают. И наоборот – тоже видно, когда режиссёр умнее драматурга! Тоже видно, что текст пустой, сухой, ни о чём… Кстати, на новодрамовских спектаклях очень часто бывает, когда совершенно текст ни о чём! Но режиссёр создаёт из этого сказку. Он его углубляет внешними приёмами. И заставляет даже такой текст воспринимать как нечто из области искусства. Вот со мной такое было, когда я смотрел спектакль по пьесе Клавдиева «Пойдём, нас ждёт машина!» в постановке Агеева, московского режиссёра. Мне очень понравился режиссёр. Мне очень не понравилась пьеса! Потом через некоторое время я перечитал пьесу, мне понравилась пьеса. Вот, как-то странно получилось. В спектакле мне СЛОВО не понравилось, а когда я прочитал текст на бумаге – понравилось. Но для того, чтобы я прочитал это на бумаге, мне нужно было увидеть этот спектакль.

А.Кабилов: Ну, это понятно. Да.

В.Мартынов: И третья часть профессии режиссёра – это режиссёр-преподаватель, режиссёр-педагог, режиссёр, который общается с актёрами, в первую очередь с актёрами, и он должен объяснить человеку, как этот человек должен прожить этот персонаж. Прожить, именно!.. Очень важная такая, очень сложная задача. Потому что сам-то ты это чувствуешь. Вот ты сделай так, чтобы актёр это почувствовал и заставил это почувствовать зрителя. Это такая штука…

А.Кабилов: Я слышал про то, что какие-то несколько десятков человек учились у какого-то Корогодского. И что это очень круто. И что это очень здорово. Но! У нас в городе никто не знает, кто такой Корогодский… И кто это? О чём идёт речь?

В.Мартынов: Ну, это не только у нас в городе. К сожалению, имена театральных героев уходят и становятся менее известными. В Питере и в Москве все прекрасно знают, кто такой Корогодский. Он не светился в кино, поэтому его не знают. Он не работал на телевидении, его там тоже не было. Занимался детским театром! Питерским, ленинградским тогда, театром юных зрителей им. Брянцева. С 60-х годов до середины 80-х он создал этому театру эпоху взлёта. Он сделал из такого достаточно средненького театра модный, популярный и интересный, современный, необычный театр. И кроме того, он перешагнул через тюзовскую второсортность. Потому что раньше считалось, что «драматический театр, это серьёзное искусство, а ТЮЗ – это так себе! А театр кукол – вообще и говорить не стоит! Это не искусство вообще!!!».

А.Кабилов: Получается так, что для советских руководителей дети были не важны…

В.Мартынов: Да. А Корогодский вывел театр юного зрителя как такое флагманское движение. Даже на уровне власти Ленинграда, в репертуарные афиши всего города первой строкой шёл театр юных зрителей. Не Мариинка, не БДТ! Театр юных зрителей! Это при Корогодском было. Он убеждал, что это важно.

А.Кабилов: Его методы сегодня живы здесь в Тольятти?

Виктор МартыновВ.Мартынов: Да. Он удивительный был театральный педагог. Основываясь на системе Станиславского и её разрабатывая дальше, глубже, он нашёл и собрал театральную школу. Это такое комплексное понятие, которое очень сложно человеку объяснить, потому что это нужно прочувствовать за годы обучения, это нужно поймать, ухватить, понять… И то, даже не все хватают! Бывает, что люди отучились у Корогодского, а школу не схватили. Т.е. они были, они лекции слушали, они работали, но в человеке это не проявилось, обучение не прошло.

Театральная школа даёт набор понятных инструментов: во-первых, для воспитания актёра, во-вторых, для постановки спектакля, в в-третьих, для создания роли. Три таких направления. Мне, как ученику Корогодского, понятны механизмы всего этого. Хотя, опять же, творчество - вещь в большей степени иррациональная, но в данном случае Корогодский даёт именно механизмы, т.е. способность на практических вещах зафиксировать вдохновение.

Цель системы Станиславского в том, чтобы подчинить себе вдохновение, заставить его подчиняться актёру с помощью каких-то упражнений, методик. И в данном случае я считаю, что это одна из сильнейших актёрских школ, потому что в ней нет ничего лишнего, ничего запредельного, ничего на уровне каких-то вольных чувств и разговора о том, что творчество - это что-то такое небесное и непостижимое. Как раз всё наоборот, всё очень практично, всё постижимо. При условии, что у тебя есть желание, воля и творческая энергия.

Отучив своих студентов, я вижу, что многих природа наградила хорошим голосом, хорошей внешностью, хорошей речью, но совершенно не наградила волей и желанием… И эти люди бесполезны для творчества… А другие обделены вокальными данными, внешностью, может быть даже увечья присутствуют, но есть огромный огонь внутри и желание! И всё сразу же становится на свои места. Все эти недостатки превращаются в достоинства. Потому что у человека есть внутреннее стремление. И вот, если это есть, то тогда актёром этот человек сможет стать, потому что есть школа, благодаря которой это можно сделать.

Корогодский ещё чем был интересен как режиссёр? Он открыл целое направление у нас в России, направление «бедного театра». Когда на сцене всё создают актёры. Т.е. это театр не костюмов, театр не декораций, а театр играющего актёра. И люди, держа в руках одну чёрную тряпочку, переносят зрителей из пространства в пространство, из времени во время…

А.Кабилов: …С помощью текста?..

В.Мартынов: С помощью игры, исключительно!

У него был спектакль «Пространство инстинкта» о животных, когда абсолютно пустая сцена и актёры в чёрном играют животных. Тут и Джек Лондон с «Волками», тут и «Лев и собачка» Толстого, и верблюжонок маленький, который пытается встать на ноги… Маленькие такие истории, причём актёры это делают настолько безусловно, что такое ощущение, что ты смотришь канал Animal Planet, не меньше, потому что нет недоверия к тому, что происходит.

Для меня это показатель театра Корогодского - как театра актёра. Когда актёр на первом месте. Актёр – самый главный. Потому что сейчас всё равно идёт мода техническая…

А.Кабилов: Это больше касается кинематографа.

В.Мартынов: И театра тоже! Режиссёры любят зафигачить 3D-шные декорации, которые меняются на раз! А тут у нас дождь поёдёт, а тут – ветер, который сносит всю декорацию со сцены. Всякие технические завороты. Богатейшие костюмы, где каждый костюм по 200 тыс. рублей стоит. Как правило, большие деньги вкладывают в такие шоу. А в результате зритель смотрит… все эти впечатления получил… вышел - через 5 минут забыл! Т.е. в момент получения этих впечатлений он это ощущал, но после ничего не осталось! В театре так быть не должно.

Вот для меня показатель хорошего спектакля - это когда после спектакля меня спрашивают: «О чём этот спектакль? Какие у тебя впечатления: понравилось, не понравилось?» - и я ничего не могу сказать… я в замешательстве… Это значит, что мне надо подумать, значит, я не готов выдать не пережитые ещё впечатления. Впечатления у меня переживаются день, два, три... И может быть на четвёртый день этот спектакль во что-то сформируется, в какую-то мысль, в какое-то общее впечатление. И к хорошему спектаклю, как правило, в течении всей жизни постоянно возвращаешься в памяти, он постоянно всплывает… Причём, иногда всплывает такими местами, о которых ты думаешь, что ты забыл о них, вроде, давным-давно! Нет, не забыл. Оказывается, есть это впечатление.

Мне кажется театр – это то искусство, которое нельзя есть быстро. Оно обладает послевкусием. И очень хочется, чтобы большинство спектаклей обладало этим послевкусием. Для меня это показатель качества.

А.Кабилов: А мне интересно вдвойне, потому что я до сегодняшнего дня не видел работ «Дилижанса» вообще. И мне интересно самому погрузиться в процесс и послевкусия, и вообще интересно это всё как исследователю. Я пишу уже 6-й год о культуре в целом, теоретически рассуждая на эту тему. Начал я писать, потому что у меня был в жизни большой творческий кризис. Я делал концерты; и...

* * *

...Потом я выключил диктофон. Но мы продолжили общаться. Я просто рассказывал Виктору Мартынову о своих творческих успехах и прочее. Он с интересом слушал...

...Взглянув на часы, мы оба поняли, что прошло уже минут 45, не меньше!.. И тогда я вдруг осознал, что нужны ещё какие-то фотографии, потому что статья не может быть без иллюстраций. Виктор не очень стремился фотографироваться. Я предложил пофотографировать какую-то репетицию, которая шла в большом зале... Он любезно согласился.

Я вошёл в зал. Дошёл до сцены. Фотографировал айфоном в полутьме. Не знаю, что там репетировали, но я явно чувствовал, что мешаю людям работать... Фотографии не получались... Я понял, что это была не очень хорошая идея, и, чтобы избавить репетирующих от своей внезапной навязчивости, скорым шагом покинул зал.

Так закончилось моё первое интервью с Виктором Мартыновым.

Андрей Кабилов

Встреча с художественным руководителем ТЮЗ "Дилижанс" Виктором Мартыновым
Категория: Интервью в Тольятти | Просмотров: 1232 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 2

№1 - 28.03.2013 в 15:38 Спам
Интересная статья о театре. Чем больше читаю ваши статьи тем больше понимаю сколько я пропустила в жизни впечатлений - РЕШЕНО!!!Надо непременно минимум раз в месяц ходить в театр! Ведь на самом деле после фильма в кинотеатра нет такого ПОСЛЕВКУСИЯ как в театре - эмоции совсем другие! Какой бы ни был спектакль он больше в душе оставляет!

№2 - 28.03.2013 в 15:43 Спам
Совершенно верно, Анна! Обязательно сходите в театр "Дилижанс"! Это театр, который заставляет задуматься, учит думать и вдохновляет зрителя на новые свершения в жизни!
avatar