творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
14.02.2015 (15:27)
Виктор Брагинский, художник: «В искусстве нельзя быть лузером»
Виктор Брагинский, художник: «В искусстве нельзя быть лузером»

Заслуженный художник России, художник, график, доцент художественного факультета ВГИК и сын известнейшего советского кинодраматурга - Виктор Брагинский - о качестве современного российского кино и сериалов, о том, чему он учит своих студентов и что общего у режиссеров на Западе и в нашей стране.

 

С Виктором Брагинским мы встретились через некоторое время после его творческого вечера в Доме Пашкова, организованного для художника галерей Veresov к 60-летию мастера. Позвонила ему сначала днем, у него было занятие. «Как удачно, - подумала я тогда. - Будет, с чего начать разговор, поговорим о студентах и работе в главном кинематографическом вузе страны». Но продолжить разговор не было возможности, перерыв уже заканчивался, и Виктор Эмильевич перенес нашу беседу на вечер - на «после девяти». И только по окончании разговора я поняла, как мне повезло. Правду ведь говорят: вечер располагает к откровениям. Без суеты и спешки, вкрадчиво и честно о том, что волнует его сегодня, рассказал Виктор Брагинский.

Виктор Эмильевич, к кинематографу вы имеете отношение с малолетства. Наверняка в доме вашего отца - драматурга Эмиля Брагинского - бывали и советские режиссеры, и кинокритики, и художники кино. Это определило ваш педагогический и творческий путь? Ведь вы сами учились во ВГИКе, еще тех времен, а теперь вот преподаете.

- Верно, во ВГИК мне посоветовал поступать режиссер Юрий Павлович Егоров на отделение художника-постановщика. Я поступил. Несмотря на то, что отделение прикладное, специальное - кинематографическое, там давали хорошее общее образование, была отличная школа для будущего живописца и графика.

После выпуска я долгое время работал в издательствах, был художником книги, выставлялся, углубился в пастель. Немного работал в кино. Потом начал работать со студентами Московского института искусств. И вот на одной из выставок в Музее истории России, много лет спустя, меня снова пригласили во ВГИК, но уже в совершенно ином качестве - преподавать на отделении анимации и компьютерной графики. С этого времени я стал преподавать живопись и графику. Мы разбираем более глубоко профессиональные азы, учимся выстраивать перспективу, работать над композицией. Это в последующем пригодится, когда художник работает над декорациями, придумывает костюмы героев или создает анимационные образы.

Для работы в кино художник обязательно должен великолепно рисовать, чувствовать цвет, уметь строить композицию и реализовывать эти качества на практике. Если мы вспомним прекрасных наших художников кино - Сергея Алимова (кстати, его работы, как и мои, продвигает галерея Veresov), Бориса Бланка и других - все они изначально блистательные мастера карандаша и кисти, иллюстраторы, графики, живописцы. Это и стало основой их успешной работы в кино.

К сожалению, сейчас падает уровень педагогических кадров. Такая ситуация не только в художественных школах и училищах, в музыкальных учебных заведениях - то же самое. Было время, когда по всей стране резко сократилось количество музыкальных и художественных училищ. Заметно снизился уровень профессионализма педагогического состава - ушли из профессии люди, обладавшие и опытом, и знанием, и талантом. Ушли педагоги-художники, преподаватели музыки и многие другие. Бежали от низких зарплат. Зарплаты и сейчас очень маленькие. Вот именно поэтому, если говорить правду, нам сегодня трудно набрать грамотных талантливых ребят, у которых была бы хорошая подготовка, школа за плечами. Ведь наша задача в вузе научить не элементарной грамоте и поверхностно рассказать о профессии, а развить качественно новый уровень знаний и навыков у студентов - дать прикладные знания, необходимые для кино, и одновременно воспитать в них творческое начало.

Но ведь талантов всегда были единицы? Невозможно целый поток набрать одинаково гениальных студентов. Это же не означает, что таланты сейчас не рождаются или не выпускаются из школ.

- Как и во все времена, и сегодня есть яркие одаренные ученики, многие из них уже заняты так или иначе в съемочном процессе, кто-то ассистентом художника, кто-то делает первые шаги в кино. И это здорово, потому что они ищут свой путь в профессии. Но, к сожалению, выходя рано в это открытое поле, они сталкиваются с тем, что необходимые качества постановщика как скрупулезность изучения материала, точность детали и многое другое, чему мы их учим - далеко не всегда востребованы. Сегодня меньше времени на все. Это касается всех сфер жизни. Кинематограф работает как мощнейшая машина. От людей эта машина требует такого же автоматизма, что сказывается отрицательно на качестве фильмов. Вместо ценного, глубокого и настоящего приходится довольствоваться подделками.

Это как стразы вместо алмазов?

- Верно.

Вы думаете, именно из-за такой поверхностности и получается кино низкого качества? Все делается наспех, стараясь при этом сэкономить.

- Подчас фильмы сегодня снимаются быстро, лепятся из чего угодно. Нет времени на художественный поиск. Нет времени перерабатывать, дорабатывать, доснимать материал, чтобы выпустить качественный продукт. Редко, когда пишутся по-настоящему режиссерские сценарии. И практически нет такого, чтобы кропотливо покадрово выстраивалась кинокартина. Вы знаете, когда Бондарчук снимал «Войну и мир», на каждую серию было сделано 20 000 рисунков - раскадровки, основные эпизодические разработки. Сейчас такого никто не делает. Это слишком утомительно и затратно. На такой длительный съемочный процесс элементарно не хватает времени. Каждый съемочный день очень дорог.

А раньше, в советское время, было дешевле снять хорошее качественное кино?

- Всегда и во всех странах кино - дорогое удовольствие. Но раньше все оплачивалось государством. Да, была цензура, да, были регламенты и заказ. Но был и запрос на качество при этом. Крупные продюсеры, вкладывая огромные средства, естественно хотят как минимум не прогореть и как максимум - заработать.

Я застал разные времена нашего кинематографа. Мне есть с чем сравнивать. Если раньше в огромном павильоне велась стройка, ставили декорации - это была махина. Все работало, как отлаженный механизм. Сегодня такого нет. Каждый дубль - дикие деньги, особенно если говорить об историческом кино или фильмах, в которых много массовых сцен. Безусловно, уже многое можно заменить компьютерной графикой. Многое, но не все.

Вот вы говорите, можно что-то восполнить компьютерными технологиями. А чего не заменить никогда, по-вашему?

- Драматургию. Драматургия, к сожалению, сегодня сильно страдает. Это, кстати, недостаток почти во всех российских сериалах. Например, в отечественных сериалах сегодня одинаково невыразительный язык. Речь не становится продолжением образа. Так не может быть в жизни. Это неестественно. У каждого человека своя интонация, свой разговорный запас слов. Речь - это показатель культурного и социального статуса личности, характера человека, его индивидуальности. На этом можно строить «легенду» героя, вокруг языка строить образ. Язык - будь он разговорный или литературный, - это великая вещь.

Но сегодня снимают по принципу непрерывного потока. Поэтому времени нет выстраивать драматургию, разрабатывать диалоги. Признаемся, такое ведь встречается и в современном художественном кино. Смотреть неинтересно. Каким бы визуалом зритель ни был, чувства героев, их отношение к ситуации он воспринимает через речь, диалоги, монологи и так далее.

Вот вы говорите, Рина Зеленая, Мордюкова, многие другие строили образ героинь, опираясь на драматургический материал, на диалоги. В последнее время в культ возведено режиссерское кино, считается, что актеры не могут додумывать свои роли, экспериментировать, они зажаты режиссерами в тиски.

- Хороший режиссер всегда диктатор. Мой отец работал с разными режиссерами - с Эльдаром Рязановым, Петром Фоменко, Аллой Суриковой. Среди них я ни разу не видел такого, знаете, мямлю. Ни разу. Режиссер обязан иметь очень точно сформулированное образно-художественное видение. Причем его идея, позиция, при этом должны быть достаточно убедительными творчески. Если у режиссера нет своей четкой позиции, он не в состоянии навязать свое творческое видение всей съемочной группе. Поэтому, повторюсь, хороший режиссер - всегда диктатор.

Другое дело как именно режиссер проводит свою политику. Насколько мне известно, Никита Михалков, очень обходителен со своими актерами, стараясь как можно точнее подвести работу актера к своему замыслу.

Михалков, все же, скорее, представитель нашей еще старой школы. Это его природная и, может быть, наследственная черта.

- Ничего подобного: география, школа, возраст режиссера тут ни при чем. Такая же ситуация и на Западе, и у нас. Режиссер должен быть всегда очень чуток к артисту, понимать, что и от кого может взять, и как сделать это красиво - как мотивировать актеров работать на успех. Хорошие режиссеры - это очень сильные волевые люди, и они умеют эту творческую волю проводить.

Господа артисты, я к ним с очень большим уважением отношусь, - очень мнительные. Все творческие люди ранимые, иногда суеверные. Если слушать каждого, может выйти не просто плохое кино, а... ну вы меня понимаете.

Ваш отец часто работал в соавторстве с режиссерами. Рассказывал ли он вам, может, были прецеденты, когда режиссеры позволяли что-то добавлять в образ и сюжет актерам?

- Далеко ходить не придется. Людмила Гурченко, например, сама переписывала куски в «Вокзале для двоих». Но она чувствовала материал. У нее была способность к этому. И Рязанов ей доверял. Талантливый фильм получился в итоге. Если мы вспомним классические примеры - Фаина Георгиевна Раневская частенько добавляла в роль остроумные реплики, придавая особый блеск ее героиням, которые превращались потом в крылатые выражения. Та же Рина Зеленая участвовала наравне с режиссерами в разработке характера своих персонажей, и какие характеры придумывала! Михаил Казаков в «Соломенной шляпке» вступил в такую эффектную творческую полемику с режиссером, предложил свое решение.

То, что вы мне сейчас рассказываете - это очень жизненное, настоящее. Про ревность актеров к вниманию режиссера, про художественный диктат. А вот студентам своим вы это говорите? Говорите ли вы им что-то по-человечески практичное, или только делитесь азами профессии?

- Чтобы достичь в работе качества, нужно стать профессионалом. Знать основные вещи, которым учат, - это только начало. Нужен опыт. Нужно работать в кино. И чтобы состояться в профессии - в кино - нужно уметь работать с творческим коллективом. Нужно уметь уживаться. И важно вовремя определить, кто ты есть, определить свое место не только в профессии, но и в жизни.

В кино как в процессе есть свои роли: режиссер, исполнители, работники, которые остаются за кулисами, за кадром, например, технические работники. И всем им важно уметь находить общий язык. Вот и режиссеру иногда нужно быть более уважительным, иногда более жестким и настойчивым. Удивительно, но именно с линейными сотрудниками, порой, нужно быть более обходительным и вежливым, любое внимание и уважение к их труду крайне необходимо.

Все усилия направлены на достижение конечной творческой цели.

То есть и вы считаете, что нельзя снимать кино ради кино, процесса ради процесса. Должна быть цель?

- Да. Ты должен понимать цель. Но искусство - это не обычная работа, скажем, продавца, который знает цель - продать больше, и использует для этого один и тот же набор инструментов продаж. Художник - в широком смысле слова - обязан найти свой собственный путь к этой цели. Если ты повторяешь чей-то путь, ты не интересен зрителю, художественная ценность твоей работы снижается.

Вот и для режиссеров очень важно найти свой угол зрения, озвучить свой взгляд, показать свою индивидуальность. Вспомните Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Георгия Данелию - они работали в одном жанре, но у каждого из них фильмы имеют свою изюминку, у каждого из них свое яркое творческое лицо в кино взгляды на искусство.

И эти взгляды нужно уметь защищать. Иногда приходится за них бороться. Некоторым молодым кинематографистам недостает этих качеств. Нужно развиваться творчески, уметь быть независимым от конъюнктуры. Надо достойно принимать критику в свой адрес и признавать свои ошибки. К сожалению, я часто встречаю еще совсем молодых людей с ложными амбициями, а посмотришь им в глаза - пустота.

Поэтому я желаю своим ученикам проявить волю, достоинство, верность своим принципам, желаю выдержки и знать, про что и ради чего снимают. В искусстве нельзя быть лузером! Искусство не терпит слабаков.

Насколько я понимаю, вы тоже никогда не сдаетесь. Вот и сейчас, сразу после юбилейных торжеств, запланировали творческую поездку в Марокко, которую для вас организовала галерея Veresov. Поделитесь своими планами.

- Знаете, есть такое выражение «если каждому повезет, земля превратится в планету стариков и старух». Я не люблю загадывать на будущее. Хотя планы все же есть. В перспективе - пять выставок. Для меня сегодня выставки - это очень ограниченное направление работы, перейдя на седьмой десяток, я стал разборчив в таких мероприятиях.

Поездка в Марокко для меня - своеобразная дань уважения Зинаиде Серебряковой. Хочу создать серию пастелей на тему арабских и восточных сюжетов. Я ни в коем случае не претендую на соперничество с Серебряковой. Но мне очень интересно после европейского и отечественного пейзажа посмотреть на иной, найти совершенно другие мотивы для будущих работ. Это как раз поиск, эксперимент чистой воды. Я пока не знаю, что получится. Честно говоря, даже боюсь что-либо загадывать, дабы не обмануть ожиданий зрителей.

Еще давно уже мечтаю и, наверное, чисто инстинктивно задумываюсь посвятить цикл работ российской глубинке. Эти работы будут посвящены пустеющим провинциальным городкам и умирающим деревням, проблеме ухода жизни из провинции. Эдакий ответ художника на злободневную тему. Хочется привлечь внимание общества, может быть, государства к этой теме. Вы скажете, чтобы привлечь внимание, достаточно об этом рассказать в новостях по телевизору, выступить в парламенте. Возможно. Но только искусство может развить чувство сопричастности к изображаемой проблеме, может родить эмоции и переживания, которые будут созвучны переживаниям автора.

Беседовала НАТАЛЬЯ НЕКРАСОВА

 

Виктор Брагинский, художник: «В искусстве нельзя быть лузером»
Категория: Изобразительное искусство | Просмотров: 1175 | Источник: admin

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar