творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
03.04.2013 (12:09)
Т.Стоппард "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (проект Петра Зубарева и Константина Федосеева)
Т.Стоппард
О тщетности наших желаний и бесполезности всех надежд эта пьеса. Разглядеть здесь что-то светлое невозможно. Да и зачем искать здесь радужные краски? Каждый зритель уносит с собой что-то своё, какие-то свои переживания. Может быть, кто-то ушёл разочарованным, но мы об этом так и не узнали, потому что в сердце своём этот зритель сохранил свою маленькую тайну. Может быть, кто-то почувствовал громадное удовлетворение, испытал эстетическое наслаждение от встречи с искусством. 

Разбирать то, как устроена постановка, как выглядят актёры со стороны, я не буду, потому что у меня сегодня не то настроение. Мне хочется сегодня пофилософствовать! Тем более, что предмет разговора весьма и весьма интересен.

Есть маленькие люди или их нет? Смотря кто задаёт этот вопрос, смотря кому он задаётся. Нужно всегда смотреть, в каком контексте задаётся этот вопрос. 

Одни люди убеждены, что маленьких людей нет. Как правило, они так считают, потому что сами чувствуют себя маленькими и слабыми, полными страхов и опасений. Другие - говорят про некоего "маленького" человека, который представляет из себя абсолютное большинство людей в нашем обществе. Можно предположить, что правда где-то посередине. А можно сказать ещё и так, что не правы ни те, ни другие. Возможно, ошибка была допущена в самом начале, когда было введено это понятие "маленького" человека. И какой вариант правильный? Не спешите с ответом, не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Зачем брать двух второстепенных персонажей, никому не нужных героев, для того чтобы они стали центральными фигурами? Кому всё это нужно? Правильно, это никому не нужно. Розенкрац и Гильденстерн никому не нужны. Печально ещё и то, что они не нужны самим себе. Поэтому они не могут осознать себя в реальности, им тяжело принять реальность, в которой им нет места. Это и есть небытие. Они мертвы с самого начала, ещё даже до того, как действие началось и что-то появилось в пространстве сцены.

Два гроба - две фигуры. Казалось бы, бессмысленная история. Здесь даже нет истории как таковой! Но в чём же притягательность монологов Розенкранца и Гильденстерна? Каждый здесь находит что-то своё, если сумел заметить и зафиксировать это чувство в своём сознании. Так что, не надо ожидать от кого-то (в том числе и от самого себя), что тобой эта пьеса будет понята. Может такое быть, что вы ничего и не почувствуете. Или почувствуете что-то такое, чего не было в пьесе! Но то, что вы выйдете совершенно другим, не таким, каким пришли на спектакль, это совершенно точно.

Герои говорят о беспомощности человека перед надвигающейся на него неведомой жизнью, которая неизбежно закончится смертью. Что чувствует человек, находясь в этом процессе? Что чувствуете вы? Что чувствую я? Розенкранц и Гильденстерн постоянно ставят вопросы, на которые нет ответа. Может ли быть ответ на эти вопросы? Уже в одном этом пьеса обладает глубиной, которую постигнуть невозможно, её можно только почувствовать. Или пропустить мимо, не напрягаться, остаться в состоянии сомнамбулы, которая передвигается по улицам Тольятти из одного помещения в другое, трясётся в общественном транспорте, едет в собственном легковом автомобиле с потёртыми шинами.

Мне постоянно хотелось, чтобы Розенкранц и Гильденстерн запели! Ведь изначально во всём этом должно быть больше комедии, чем трагедии и печали. Но они не только не пели, но даже и не думали танцевать. По мнению Петра Зубарева и Константина Федосеева, внимание зрителя должно быть обращено на текст пьесы и внутрь себя. Это очень сложно для современного зрителя. Для искушённого зрителя это не так уж и сложно. Но искушённый зритель - это явление редкое, штучное. А все остальные зрители? Они неизбежно оказываются виноваты в том, что ничего не поняли и не поймут... Потому что для того, чтобы неподготовленный человек смог воспринимать такой сложный материал, ему нужно иметь богатый жизненный опыт, иметь широкий читательский кругозор, он должен хотеть такого интеллектуального театра, а не просто неких развлечений, о которых я здесь только что говорил.

Мотив с обречённым на смерть актёром, который что-то там понимает и говорит "умные" слова, мне понятен. Это ужас и страх, которые сковывают людей. Актёр не обязательно реален. Возможно, он существует только в воображении Стоппарда. И в этой нереальности мы ощущаем его действительное присутствие. Но по какой-то странной и не понятной логике чувствуется, что он не герой вовсе, что он здесь лишний. Но его не могло не быть. В противоборстве между актёром и героями постигается вся безнадёжность происходящего, вся беспомощность Розенкранца и Гильденстерна перед судьбой, которая всё равно их настигнет...

Всё, Розенкрац и Гильденстерн действительно мертвы, потому что спектакль уже закончился, и их пока нет с нами. Воскресить их может только новый спектакль, если ему суждено будет появиться в репертуаре театра "Дилижанс" . Но даже появившись снова, спектакль будет уже не тот, что был показан 1 апреля 2013 года. Театр обладает уникальной способностью одновременно и рождать и умирать. Не успев появиться, он улетает в никуда, словно его и не было. Нет! Он был! Я видел спектакль, я слышал реплики актёров, их шутки и грусть, скорбь Тома Стоппарда.

Андрей Кабилов

Т.Стоппард "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (проект Петра Зубарева и Константина Федосеева)
Категория: Театр | Просмотров: 2443 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 3

№1 - 03.04.2013 в 13:01 Спам
Постановка получилась одновременно и комедией и трагедией. Мне как подготовленному зрителю смотреть было очень  интересно. И, кстати, рядом сидели люди, которые давно не были в театре, и им тоже очень понравилось. И им было понятно, о чём пьеса. Может это потому, что мы сидели на 2-м ряду и нам было хорошо слышно каждое слово.
Я очень хочу, чтобы "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" были в репертуаре театра "Дилижанс". Это интересный материал, достойный того, чтобы пересматривать его несколько раз.

№2 - 04.04.2013 в 00:44 Спам
Действительно будет грустно если спектакль и его герои Розенкранц и Гильденстерн не воскреснет в репертуаре театра "Дилижанс".  Мне он очень полюбился- с удовольствием пришла бы посмотреть его еще раз и привела бы всех своих друзей кто его не видел....

№3 - 04.04.2013 в 00:47 Спам
Посмотрим, что скажут эксперты и как проголосует зритель... А вдруг всё получится?
avatar