творческие проекты и программы
актуальные события культуры
 
26.04.2011 (18:52)
Спокойный день в конце войны
Спокойный день в конце войны
Это первый целостный фильм Никиты Михалкова. Было ещё несколько работ, когда он был студентом, но они были такими набросками, мазками, он как бы пристреливался, ставил руку будущего мастера, которым ему довелось стать потом. Рассуждать надо не о биографии и характере Никиты Сергеевича, а о том, чему он посвятил свою жизнь, о кино, которое он снимал все эти годы. И начать знакомство с его творчеством нужно именно с этого фильма, снятого в 1970 году на "Мосфильме".

Характерно то, что Михалков начал свой творческий путь сразу с фильмов о Великой Отечественной войне. И сразу же, с первого короткометражного фильма он ставит зрителя в состояние участия в картине, заставляет зрителя работать весь фильм, мыслить, понимать недосказанное, сопереживать героям киноповествования.

Нужно ли пересказывать содержание короткометражного фильма "Спокойный день в конце войны"? Да, нужно, потому что я понимаю, что не так-то просто заставить современного зрителя захотеть смотреть короткометражный фильм, да ещё и советского производства. Не убеждён, что я смогу убедить вас смотреть этот фильм. Скорее всего, мои слова не убедили вас, вы уже разочарован, читатель, уже недовольством дышит ваше зрительское лицо, нет? :-)

Итак, события фильма разворачиваются в 1944 году, когда фронт ушёл далеко на запад, и на освобождённой территории отгремели кровопролитные и жестокие бои. В старенькой полуразваленной Церкви обитают 2 солдата, оба имеют лёгкие ранения. Один солдат весел, наивен, верит в людей, любит созерцать прекрасное, очарованный художественным искусством Андрюша (Сергей Никоненко), а второй - грубый сержант (Александр Кайдановский), безразличный к художественному искусству, он больше уже не хочет воевать, мечтает поскорее спасти свою жизнь.

Фильм начинается с Андрюши, который тащит в Церковь ящики с картинами художников, брошенных отступающими немцами. Он хочет развесить их и любоваться, постигать художественное искусство... Сержант встречает Андрюшу с картинами неприветливо. Вскоре сержант уезжает с людьми, которые приехали за картинами. Андрюша не отдал им картины, потому что у них не было никакого документа, подтверждающего право на то, чтобы увезти эти картины. 

В машине мест было мало и девушка по имени Адалат (Наталья Аринбасарова) остаётся в Церкви вместе с Андрюшей ждать другой машины, которая приедет сюда завтра. И вот тут-то как раз и становится понятно чем именно "спокоен" этот день в самом конце войны. Молодые люди общаются так, словно войны уже нет...

...Но война рядом. Появляются немцы. Они замечают картины, которые Андрюша разместил у сарая! Начинают делить свою добычу, как настоящие мародёры! Андрюша вступает с ними в схватку, он метко стреляет... И уже всех немцев почти уложил. Но последний немецкий солдат понял, за что воюет Андрюша! И фашист поджёг сарай с картинами!!!.. Всё забыв, не щадя себя, Андрюша бросается тушить огонь, спасать картины, ценна для него не собственная жизнь, а искусство художников... И Андрюша погибает.

Заканчивается картина очень интересно. Мусульманская девушка Адалат звонит в Православный колокол, зовёт на помощь машину, которая всё таки приехала на следующий день...


Спокойный день в конце войны
Категория: Кино | Просмотров: 2142 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 1

№1 - 26.04.2011 в 20:04 Спам
Да, вечные идеи, вечные смыслы, настоящая высота полёта!
avatar