творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
25.04.2013 (23:15)
Размышление не только о спектакле "Немой официант", но и о пьесе Гарольда Пинтера
Размышление не только о спектакле
Не знаю, есть ли что-то общее между русскими и англичанами... Но в одном убеждён, что искать сходство между нашими народами полезно как для них, так и для нас. Знакомство с суровыми русскими зимами англичан окончательно убеждает в том, что великобританская родина всегда как-то особенно дорога английскому сердцу. Остров - он и есть остров, как ни крути, но это их родина! А мы живём в Тольятти близ реки, что во многом определяет и образ мышления, и восприятие всего вокруг.

Пространство очень важно. Именно в пространстве происходит действие, которое может даже отталкиваться от пространства или вновь приводить к нему.

Но если говорить о драматургии, то в анализе и постижении пьесы больше работают какие-то интернациональные принципы оценки. Я согласен с мнением некоторых деятелей культуры, которые говорят о том, что произведение искусства надо стремиться оценивать по тем законам, по котором оно было создано. Например, пьеса "The Dumb Waiter", которую только условно перевели как "Немой официант", была написана английским драматургом Гарольдом Пинтером, реальным человеком, умницей, лауреатом Нобелевской премии по литературе (2005 г.). И чтобы что-либо сказать о его пьесе, нужно стремиться понять замысел творца. Возможно ли это? Давайте рискнём и разберёмся в этом вопросе. Если у нас с вами ничего не получится, то мы не будем плакать, а просто спокойно вернёмся к нашим ежедневным обязанностям! :-))) 

...О чём же эта пьеса?..

...В жизни всё происходит без репетиций. У актёров есть одно преимущество - возможность выстроить маршрут, по которому будет развиваться действие. Сцены нанизываются на общий стержень повествования, формируя спектакль. Конечно, зритель будет что-то замечать, а что-то пропускать мимо. У каждого человека свои интеллектуальные способности, используя которые он что-то понимает, а кто-то не в состоянии понять и очевидные вещи.

Немой официантСтавится спектакль, и всегда в терпеливом сердце режиссёра теплится надежда на то, что в этот раз зрителю всё будет доступно и понятно, что каждый будет вовлечён в процесс и не останется равнодушным!

Когда драматург пишет пьесу, он так или иначе подразумевает, что это не просто текст, а некая инструкция для воплощения этого текста в сценическом пространстве. Гарольд Пинтер хотел этого, поэтому он и не писал в стол, он понимал, что делает. И пьеса сама заставляет себя ставить, текст притягивает к себе театральных режиссёров из разных стран.

Андрей Антипенко заметил текст пьесы Пинтера несколько лет назад. Именно текст, а не актёров или что-то ещё. 

Первоначально он и не планировал быть режиссёром спектакля. Он просто хотел в качестве продюсера поддержать спектакль, представленный Константином Федоссевым и Петром Зубаревым на II Фестивале Одноактной Драматургии, который проходил в 2011 году в театре "Дилижанс".

Фактически, изначально это был самостоятельный творческий замысел, заявка на спектакль, предложенная актёрами театра "Дилижанс". Выполнялась следующая задача: при минимальном использовании технических и материальных средств достичь какого-то более-менее приемлемого результата. Задачу эту возможно выполнить только с помощью такого текста, который может существовать при минимальном сценическом оформлении. Сцена должна его как бы разукрашивать, но ни в коем случае не диктовать тексту какие бы то ни было правила.

...О чём же повествует текст пьесы?..

...О неотвратимости последствий решений, которые с самого начала были приняты неверно. Пинтер акцентирует внимание читателя, будущего зрителя спектакля, на том, что каждый человек ответственнен за тот выбор, который он делает. На примере двух киллеров, вынужденных находиться в одной комнате, ожидая очередного заказа, он демонстрирует некий собирательный образ современного жителя мегаполиса, человека, который точно так же ждёт своей участи в пыльной квартире душного дома. Иллюзорная безвыходность такого положения, ошибочный вывод о том, что нет выхода, толкает человека на поспешные решения, за которые потом нужно будет отвечать...

Немой официантС самого начала современный человек обманут, он половинчат, он недоделан, он расколот, он стопроцентный шизофреник! Есть только одно спасение от городской шизофрении - ненавидеть современность, не быть современным и модным, просто быть человеком, а не зверем, живущим в клетке собственного разума.

За всякий свой выбор человек расплачивается. Герои Пинтера выбирают душегубство, они осознанно когда-то переступили черту дозволенного, отказавшись от совести и чести.

Никто не имеет права лишать человека жизни. Когда такое право человек сам себе дозволяет и устанавливает, он перестаёт быть человеком. А кто же он тогда после этого? Пинтер предпринял попытку разобраться в этом вопросе. 

Киллеры, принуждённые оставаться в одной комнате, ожидая своей участи, в полной неизвестности, - это современные люди, поломанные социумом, переступившие черту и переставшие быть людьми. Но остаётся ещё память о прошлой человеческой жизни, есть какие-то остатки совести... Пусть они уже никогда не вернутся к нормальной жизни, но мы можем посочувствовать их нравственным терзаниям, принять участие в этом драматичном эпизоде их жизни, сопереживать им! И задуматься о своей судьбе.

Немой официантЧто можно сделать, когда ты попал в безвыходную ситуацию?! Как ты поведёшь себя в тот момент, когда уже некуда будет отступать? Человек может думать всё что угодно, но именно в такие минуты возникает момент истины и становится понятно, что на самом деле важно, а что - нет. Может ли человек помочь себе выбраться из тупика, когда уже совершено столько ошибок? Что или Кто может спасти человека, когда рядом не осталось никого, и ты понимаешь, что время безвозвратно и, возможно, бездарно потеряно? Здесь можно было бы задать многие и многие другие вопросы. В том-то и дело, что вопросов может быть много. Потому что это - Пинтер, и он хотел, чтобы его текст заставлял остановиться и задать себе несколько вопросов для начала. С этого и начинается Пинтер - с вопросов, которые ты сам перед собой ставишь...

Когда вы будете смотреть спектакль, вы найдёте в нём свои прозрения. Невозможно смотреть "Немого официанта" и не увидеть в этой работе ничего интересного. Я с большой надеждой жду этого спектакля, потому что точно знаю, что завтра вечером встречусь с Пинтером лицом к лицу. Этим-то и хорош театр, что существует реальная возможность продления физической жизни драматурга (он умер в 2008 году в возрасте 78 лет). Драматург продлевает себе жизнь каждой пьесой, которая выходит из-под его пера, он привлекает к себе вечность, он растворяется в словах, становится самими словами, призывает нас окунуться вглубь себя и отыскать там самые сильные чувства и эмоции, которые в обычной ситуации большинством людей просто не осознаются...

* * *

Было бы несправедливо по отношению к спектаклю "Немой официант", если бы я не сказал пару слов актёрам, которые будут играть его завтра.

Гарольд Пинтер

Друзья, я верю в ваш талант! Покажите всем нам высший пилотаж, создайте настойчивое и уверенное чудо! Пусть это будет незабываемый вечер, который останется в памяти на долгие годы, а может быть даже и на всю жизнь. Завтра будет много зрителей, которые придут посмотреть не только вашу игру, но и познакомиться с Гарольдом Пинтером. Произойдёт встреча с искусством. Верно? Следовательно, надо, чтобы вы воплотили в своей игре, во всём своём облике образ автора, его голос. Пусть звучит Гарольд Пинтер, а не вы. На время, всего на один вечер, автор посетит театр "Дилижанс", он будет сидеть вместе с нами в зрительном зале, потому что он нам нужен и мы его приглашаем на спектакль!

Андрей Кабилов


P.S. Фотографии предоставил режиссёр спектакля Андрей Антипенко, который сегодня вечером сказал, прочитав этот очерк: "Не всегда актер чувствует то же, чему сопереживает зритель. То, что делает актер, почти всегда не совпадает с тем, что видит зритель...ComCome.Ru

Размышление не только о спектакле "Немой официант", но и о пьесе Гарольда Пинтера
Категория: Театр | Просмотров: 3668 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar