творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
10.07.2014 (01:22)
Рецензия на фильм «Разговор» (1974) Френсиса Форда Копполы
Рецензия на фильм «Разговор» (1974) Френсиса Форда Копполы

В 1974 году в американский прокат выходит «Разговор» Френсиса Форда Копполы, жанрово представляющий собой психологическую драму с элементами триллера. Картина заметно стушевалась в череде релизов легендарной гангстерской саги «Крестный отец», однако не потеряла свой лоск в глазах думающего зрителя. На Каннском кинофестивале жюри наградило эту ленту главным призом – золотой пальмовой ветвью, Британская академия аудиовизуальных искусств премировала за качество монтажа и лаконичность саундтрека (замечу: именно саундтрека, поскольку за звукоряд у британцев есть отдельная награда).

 

Гарри Коул – опытный «слухач», сведущий в подслушивающей и подглядывающей аппаратуре настолько, что его не стесняются объявлять в списках гостей тематических выставок. Его работа – записывать на пленку все, что просит его клиент. Совать нос в чужие дела – не его стиль, в отличие от напарника Стэнли, который питает интерес ко всем подслушанным разговорам. «Главное – это качество записи... В этой профессии не должно быть ни слабостей, ни любопытства», – так выражает Гарри свою позицию. Однако очередной заказ на прослушивание меняет все.

 

Герой пытается предотвратить возможную гибель молодой пары, записанный диалог которой сквозит тревогой и смятением. И без того скованный, Гарри еще больше замыкается в себе, докапываясь до сути и ища выход из сложившегося положения. В финале тайное становится явным, однако вовсе не таким, каким его воображал Коул – именно пара оказывается убийцами.

 

Сюжет ленты не уникален, он прослеживается в культовом фильме Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» и в Хочкоковском «Окне во двор», которые вышли намного раньше «Разговора»: в 1966-ом и 1954-ом соответственно. Однако тематика этого фильма заслуживает глубокого анализа.

 

«Разговор» (1974) Френсиса Форда Копполы

 

Главный герой – маленький человек, у которого ничего нет. У него нет ни семьи, ни детей, ни личной жизни как таковой. Ему нечего скрывать, кроме своей работы – прятаться с микрофоном за углом. «Самое главное, что у меня есть – это мои ключи»,  – говорит Гарри своей соседке. Эта фраза – своего рода символ его жизни.

 

Для других шпионов Гарри вряд ли представляет интерес, однако он патологически боится слежки. Мало того, он боится даже просто сказать, где живет и сколько ему лет. Это паранойя: для Гарри нет никакого труда прослушать большинство людей, и из-за этого у него возникает страх собственного изобличения.

 

Главный герой очень набожен, постоянно ходит в церковь исповедоваться. В своей исповеди Гарри корит себя за то, что является, по сути, преступником. «Я не боюсь смерти, мне страшно быть убийцей», – произносит он во сне.

 

Коул не открывает свою душу никому, хотя нуждается в этом. Он лишь копит напряжение, словно конденсатор.

 

Когда карты произошедшего раскрылись для Коула, он оказался душевно разбит. Тайна случившегося осталась с ним, но ничего изменить он был уже не в состоянии. Невозможность контроля ситуации, а также принятие параноидальной иллюзии за реальность приводят героя к полному моральному опустошению. Натяжение нитей произошедших событий резко переменилось депрессивно-мрачной атмосферой.

 

Гарри одиноко сидит и с отсутствующим видом играет на своем саксофоне в полностью разрушенном доме. Теперь ему не важно, следит ли за ним кто-либо. Режиссер косвенно дает понять нам, что Гарри Коул больше не вернется к прежней работе.

 

Андрей Баринов
Санкт-Петербург

 

 

 

Источник иллюстрации: http://www.kinopoisk.ru/picture/1662155/

 

Рецензия на фильм «Разговор» (1974) Френсиса Форда Копполы
Категория: Кино | Просмотров: 1383 | Источник: admin

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar