творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
04.12.2012 (10:07)
Пушкин и "пароход современности"
Пушкин и "пароход современности"
Александр Сергеевич Пушкин – признанный гений, светило русской поэзии. С него по-сути началась большая литература, та самая, которую мы называем классической, литературой 19 века, 20-го и я надеюсь, 21-го. Хотя последний, то есть наш век, на мой взгляд, сильно под вопросом, потому что мы вошли уже в условно сказать третий уровень развития русской словесности.
 
«Золотой век» (первый уровень) начался с В.А.Жуковского и поэмы А.С.Грибоедова «Горе от ума» - они, можно сказать, предвосхитили восход ярчайшей звезды Пушкина. Пришёл Пушкин, и в России началось великое время создания гениальных произведений. Александр Сергеевич зажёг и увлёк за собой многочисленных талантов, которые рождались тогда в огромном количестве. И они все нужны были отечеству, они были рупором своей эпохи, факелами для людей всех сословий. И мало того, что они отражали свой век, но некоторые смогли в своих сильнейших произведениях глядеть вглубь веков и писать для людей будущего. Речь идёт о Тютчеве, Гоголе, Достоевском, Льве Толстом, Чехове.  
 
Первый уровень зажегся пламенем свободы, просветители мечтали о свержении крепостничества, что и произошло в 1861 году. Крестьяне почувствовали свободу, и, не смотря на то, что жить многим стало сложнее (так как за душой ничего не было), но появился выбор и осознанная цель стать кем-то. Очень хорошо показана проблема того времени, когда жизнь в России менялась и сильные рабы могли посмеяться над своими бывшими разорёнными господами, - в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». В итоге свобода стала настолько ощутима в руках простых людей, что в них появилась палка, дубьё, нож и винтовка. В России случилась революция, самодержавие было свергнуто, растоптано – об этом времени поэма Сергея Есенина «Анна Снегина».
 
В литературе наступил «серебряный век» (второй уровень). Творческий огонь поэтов и писателей горел уже не так ярко. Но дело состояло не в том, что не было потенциала, как у просветителей 19 века – просто появилась горечь разочарования. Люди ждали светлого будущего, а получили, извиняюсь, кукиш. Стяг декабризма болтался рваной тряпочкой и уже никого не вдохновлял. Революция 1917 года с одной стороны уровняла людей, с другой же уничтожила многих талантливых людей, а многие из них просто покинули свою родину.
 
В демографии страны гении уже редко появлялись (к примеру, тот же М.А.Булгаков), а всё больше таланты. Если говорить о графоманах, то именно тогда они стали плодиться и размножаться, о них подробно пишет Булгаков в «Мастере и Маргарите».
 
Узаконенные поэты и писатели должны были теперь воспевать новую власть, что они успешно и делали, а те, кто был не очень успешен, у него начинались проблемы с властью или он долго не жил. Таким нехитрым образом были уничтожены лучшие сыны своего времени, крестьяне снова стали рабами, вернулись на круги своя. 
 
Яркою звездой взошёл и запел В.С.Высоцкий, он умудрился не подлизывать никому и говорить правду. Его любили все, кроме тех, кто был у кормушки. Высоцкий был не угоден, хотя палку не перегибал, напрямую никого не изобличал.
 
По-сути «серебряный век» закончился на нём; начиная с перестройки, мы вошли в очередную фазу революции. Именно тогда появились поэты, предвосхищавшие новые времена, требующие перемен, такие как В.Р.Цой, И.В.Тальков, Ю.Ю.Шевчук и другие. Это были рокеры, бунтари и многие из них закончили плохо – например, тупо спились. 
 
И вот теперь, после революции 1991 года, в русском искусстве наступил застой (третий уровень). В чём он выражается? В том, что ничего путного вообщем-то не пишут, современная литература наоборот взяла крен в сторону антидуховности, аморальности.  Поэты и писатели разрешают себе материться, писать различные извращения, чернуху и порнуху. В моде стали словечки «арт-хаус» и «постмодернизм». Так что происходит, откуда  столько зла и абсолютнейший запор в умах пишущих и читающих?
 
Пишущих и читающих можно легко менять местами, происходит какой-то круговорот ТОГО САМОГО в природе.
 
Да всё просто: стихи Пушкина остались уже там - в 19-20 веках. Он слишком далеко, и хотя его звезда всё ещё светит нам, но людям уже от неё не тепло. Интеллигенцию практически полностью выкорчевали из страны, а крестьянство может только землю копать и сеять (ещё воевать). Попросту некому делать что-то путное. Но даже если кто-то и появляется где-то талантливый – ему не так просто пробиться сквозь стену тех, кто у руля. Я имею в виду современных бездарных деятелей культуры и искусства, которые нагло делают деньги на крестьянах. Пипл же хавает…
 
P.S. Иллюстрацией к этой статье служит картина Ильи Репина "Пушкин в Царском Селе", 1911 г.
 
Александр Тененбаум
 
Пушкин и "пароход современности"
Категория: Литература | Просмотров: 1370 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar