творческие проекты и программы
актуальные события культуры
 
27.12.2019 (15:40)
Профессия «диктор»
Профессия «диктор»

В сегодняшней статье речь пойдёт об основных направлениях профессии «диктор», которой, фактически, нигде не обучают, отсутствуют учебники, какая-либо литература, эффективные курсы, вообще ничего нет. При этом существуют дикторы разных уровней и возможностей, которые, прежде всего основаны на природных данных и опыте, нарабатываемом методом проб и ошибок.

 


Вполне возможно, что эта статья принесла бы мне много «дочитываний» на Яндекс.Дзен, но я со вчерашнего дня разочарован в Яндекс.Дзене, поскольку увидел, что как работает эта платформа. На сегодняшний день Яндекс.Дзен поддерживает только то, что ищут люди, а они ищут известно, что… И это мимо культуры, мимо морали, мимо образования, мимо даже просто какого бы то ни было развития. Так что я сегодня решил отодвинуть Яндекс.Дзен на десятый план и развивать его не так активно, поскольку в трате времени на популярные и антикультурные темы нет у меня не то чтобы необходимости, нет надобности!


 

Итак, вернёмся к теме сегодняшней статьи о «дикторстве». А мне, поверьте, есть что рассказать об этом, поскольку я сам работаю диктором и постоянно развиваюсь в деле звукозаписи, совершенствуя свои навыки, постепенно обновляя техническое звукозаписывающее оборудование, необходимое для работы «диктором» в наш век.

 

Так как мы живём в глобальную эпоху, если доминирующим языком является английский, нравится мне или вам это, то в профессиональной среде «дикторов» используются слова англоязычного происхождения так, словно они уже русифицированы. Поэтому о моей профессии «диктора» можно сказать, что это аудиопродакшн опытного диктора, сценариста, артиста, саундпроюссера и радиоведущего.

 

Итак, давайте рассмотрим, что такое «диктор», что он должен уметь на самом деле. Некоторые называют «дикторов» чтецами, ошибочно полагая, что мы только начитываем или озвучиваем те или иные тексты – и всё. В действительно, это далеко не так и в этой статье вы наглядно в этом убедитесь, познакомившись с основными направлениями нашей сложной и многосторонней работы, которая всегда будет востребована.

 

 

Аудиокниги, аудиоверсии статей

 

На самом верху «дикторского» мастерства находится так называемая элита. Это те «дикторы», которые озвучиваю книги, озвучиваю тысячи статей на многочисленных сайтах. Все «дикторы» стремятся к этому, но мало кто, во-первых, находит постоянно партнёра, становясь официальным постоянным голосом целых библиотек, во-вторых, в состоянии потянуть такой огромный объём работы голосово (нужно иметь сильные вокальные данные), в-третьих, не имеют достаточного гуманитарного образования и знания русского литературного языка, что иногда навсегда закрывает для них возможность стать востребованным «диктором». Интерес слушателей в России и зарубежном огромен и всё время растёт!

 

Изготовление аудиорекламы, джинглы, автоответчики

 

Здесь уже гораздо больше «дикторов» в деле. Но заказчики (тут уже нет партнёров, а только заказчики) непостоянны, разнообразны, нет никакой уверенности, что тебе постоянно будут заказывать рекламные ролики. Но доступ к заработку тут есть у многих «дикторов» с голосами. Весьма много шансов у тех из моих коллег, кто может своим голосом пародировать известных медийных личностей и актёров. Потребителями рекламных роликов являются миллионы людей по стране за рубежом. 

 

Радиопрограммы, радиопередачи, подкасты

 

Специфическое направление, единственное, которое связанно с журналистикой. Здесь работает много дилетантов с весьма скромными голосами, о которых можно даже сказать весьма часто, что они совсем не «дикторы». Однако, только здесь нужно образование «журналист» или какое-нибудь другое, но обязательно высшее образование, потому что ведущий звуковой передачи обязан быть экспертом в своей области, постоянно рассказывающим о том, что он знает и продолжает узнавать. У этого направления есть свои слушатели, свои фанаты, но надо понимать, что их количество уже не растёт, а имеет тенденцию уменьшаться. 

 

Аудиоролики: информационные, иммиджевые, игровые

 

В последние годы появилось новое направление, полностью ориентированное только на интернет. Озвучивание роликов, которые звучат в музыкальных разделах, в постах, в публикациях во всех соц.сетях, на сайтах, в приложениях. Здесь в основном «дикторами» работают только дилетанты, поскольку разработчики, как правило, не особо ищут диктора для таких целей. Тут многие сами записывают какими-нибудь голосами, даже не важно, вообще, какими именно, просто, чтобы увеличить эффект продаж, продвижения и прочее. Однако, иногда заказывают работу у настоящих «дикторов». Аудитория всегда избирательная, дифференцированная по интересам, что легко определяется путём маркетинговых исследований и необходимо в продажах товаров и услуг. 

 

Закадровый голос: диктор, персонаж, дубляж

 

Ещё один элитный вид работы «дикторов», который значительно проще, чем создание аудиокниг, но тоже требует профессионализма, качественного звучания. Своеобразие этого вида работы, что, как правило, тут требуется театральное или кинематографическое образование и в основном в этом деле заняты актёры театра и кино, у которых дополнительно существуют хорошие вокальные и голосовые данные от природы и они дополнительно начинают обучаться ещё одной профессии «диктор» в нагрузку к уже имеющейся работе. Работают они «дикторами», нередко, по ночам и далеко не каждый день. Многие ошибочно полагают, что только они и называются «дикторами», но, как вы видите, это далеко не так: есть и другие направления. Аудитория и потребители здесь – кинозрители, телезрители, геймеры.

 

Музыкальное и звуковое оформление эфира

 

Специфический вид работы «дикторов», которые работаю на телевидении и радио в качестве закадровых ведущих или ведущих занятых в кадре. Потому что тележурналист должен быть с голосом, то есть ему ещё нужно быть «диктором». Кстати, чтобы быть в кадре или в эфире, не всегда нужно образование журналиста, потому что здесь многое определяет именно голос и его характеристики, а также, естественно, внешние данные человека. Здесь мало кто работает, но все такие «дикторы» становятся известными медиа личностями. Например, Дмитрий Нагиев, который изначально был «диктором», который работал именно в этом направлении. Аудитория – всё Россия и русскоязычные люди зарубежном.

 

Музыка для торговых площадей,
музыкальные тематические подборки

 

Так называется всё, что связанно с культурно-досуговой деятельностью. Т.е. это те «дикторы», которые выходят на сцену, на эстраду, на площади, в любые пространства и ведут события. Сюда входят и свадебные ведущие, ведущие больших тематических праздников, ведущие закрытых корпоративных мероприятий. Одним из базовых требований к ним является именно природное качество звучания голоса – «дикторские» навыки, однако тут нужно обладать ещё дополнительно целым набором навыков и умений, такими как: организатор, музыкальный редактор, звукооператор (в некоторых случаях – звукорежиссёр), артист одного из жанров, продюсер и некоторыми другими. Здесь аудитория потребителей, как правило, ограничена городом или конкретным регионом. 

 

Музыкальные и звуковые поздравления

 

Самое неразвитое направление, которое хаотично заказывается то тут, то там, у случайных людей и почти никогда у профессионалов. Это может быть и песня, и игровой ролик, и ассорти из песен и узнаваемых звуковых фрагментов, вызывающих очевидные ассоциации. «Дикторы», работающие в этом направлении должны быть обязательно певцами, артистами, иначе невозможно будет выполнить поставленную задачу. Кстати, актёры театра и кино этот вид работы не любят и мало кто соглашался на такую «подработку». Потребители здесь всегда личностно-ориентированы и мало кто услышит результат, кроме тех людей, кому адресовано поздравление.

 

 

И вот, представьте себе, что такой широкой профессии никто не обучает. Каждый из «дикторов» предоставлен сам себе и развивается по своей собственной личной траектории, согласно всем своим способностям, природным данным, и, конечно же, везению. Поскольку одним «дикторам» везёт чуть больше, у других почти ничего не получается и им приходится заниматься «дикторством» бесплатно или очень-очень редко, когда, как говорится, внезапно появляется проект, а потом – опять тишина.

 

Со своей стороны, я желаю всем своим коллегам «дикторам» успеха в нашем нелёгком деле и пусть у вас не будет той ситуации, о которой я сказал в предыдущем абзаце. Пусть в новом 2020 году у вас будет много работы и много счастья, потому что каждый человек должен заниматься тем делом, которое приносит ему моральное удовлетворение и радость!

 

Андрей Кабилов


Категория: Обо всём | Просмотров: 1280 | Источник: poetree

Если вы хотите выразить благодарность за эту публикацию, можете пожертвовать любую сумму с помощью формы, расположенной ниже. По сути это ваша ПОМОЩЬ, реальная ПОМОЩЬ не на словах, а на деле. В назначении перевода укажите "Пожертвование".


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar