творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
19.10.2013 (18:56)
Про уродов ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Про уродов ДЛЯ ЛЮДЕЙ
В этом году 18 мая от сердечного приступа умер видный российский режиссёр Алексей Балабанов. В 2012 году врачи диагностировали ему серьёзное онкологическое заболевание, он не раз намекал на свою скорую смерть и говорил, что его последний фильм «Я тоже хочу» действительно станет последним в биографии. Так и произошло…

На счету плодовитого мастера кино 14 полнометражных фильмов. 

Сейчас, спустя несколько месяцев после того, как улеглись в какой-то мере страсти по Балабанову, можно спокойно отсмотреть всё его наследие, проанализировать путь непростого творчества.

Несомненно, Алексей Октябринович был творческой личностью, яркой, он дал российскому, да, пожалуй, и мировому кинематографу новые формы – «и ещё как можно» снимать кино.

Одна из сильных сторон фильмов Балабанова в репликах его героев: героев, которые всегда не просто так треплются, а являются носителями какой-то только режиссёру известной правды. Есть древнее мнение, что мнений много, но вот как сделать твоё мнение по-настоящему авторитетным? 


Брат 2

Да, спорить сложно с тем, что балабановское мнение о правде жизни было для многих россиян авторитетным (и остаётся и по сей день).

Я всё это пишу не потому, что являюсь фанатом творчества Алексея Октябриновича. Отнюдь. Если говорить начистоту, то мне не всё нравится, сделанное им. Некоторые его фильмы буквально ужасают меня своим гиперболизированным реализмом. Просто неоднозначная фигура Балабанова характерно выделяется среди бездарностей, которые сегодня пытаются у нас делать кино, жаждущие только денег и славы.

Уверен, Балабанов не искал всего этого, даже если и что-то такое и теплилось в его сердце (сложно в нашем мире быть идеальным), всё ж его авторское кино – желание доказать зрителям, где правда, а где ложь. Можно сказать, он учительствовал, объяснял, намекал.

Данная статья – не критический срез по всем фильмам именитого режиссёра, а попытка разобраться, о чём всю свою жизнь «талдычил» нам Алексей Балабанов, и к чему ближе он всё-таки был: к истине… или уводил от неё? Не хочется рубить с плеча, делать однозначных оценок: надеюсь, вы сами для себя разберётесь во всём этом. Главное – начать анализировать.


Алексей Балабанов

Имя Балабанова стало (подчеркиваю) страшно известным после его мощной картины «Брат-2». Да, имя было уже известно в элитарных кругах после первого «Брата» и «Про уродов и людей» (начал он снимать фильмы в конце 80-х), то такой общекультурный, я бы сказал, мировой взрыв произошёл, когда в 2000 году люди узнали про «Брата-2».
 
Почему это было подобно культурному взрыву? В то тяжёлое для страны время в «воздухе» особенно витала идея нехватки национальных героев, людям хотелось защиты и справедливости, россияне были озлобленны, запуганы… Вы помните?

И Балабанов поймал эту идею, он воплотил её в персонаже Данилы Багрова (его отлично сыграл Сергей Бодров-младший, естественно тоже мгновенно ставший популярным). Данила проявил себя ещё и в первой части, но там он не вышел ещё на мировой уровень, всего лишь «разобрался» с плохими дядями в городе Санкт-Петербург. В «Брате-2» он вначале оказывается в Москве, где «вся сила, брат», а потом едет в Америку и показывает «кузькину мать» там, где тоже «вся сила, брат», отнимает у богача деньги и таким образом помогает погибшему другу.

В конце фильма он произносит легендарную фразу «Сила – в правде». И тогдашний зритель с удовольствием «понимает», что правда – в справедливости. И они как бы теперь отомщены на экране. Русский богатырь раскидал печенегов и теперь можно спать спокойно. Всё хорошо… но не по-христиански как-то! Не будем забывать, что русские богатыри когда-то были язычниками.

Я не хочу сказать, что история про Брата плохая, но, на мой взгляд, она не лучше, чем про американского Терминатора. Ведь у них справедливость доказывается с помощью мести, а это не есть добро и любовь.

«Брат» и «Брат-2» - эффектное зрелище, там много талантливо скомпаннованных диалогов, действие разворачивается как в страшной сказке, сделано по-настоящему вкусно.


Фильм Война

После «братьев» Алесей Балабанов снимает довольно сильный фильм «Война», но по-сути он вторичен: идея та же, снова перед нами справедливый богатырь, который плохо кончает (в тюрьме), там полно политических рассуждений а-ля, что в России всё плохо и в таком роде.

В 2005 году в прокат выходит новая балабановская картина «Жмурки», которая стоит несколько особняком от других своих братьев и сестёр. Кинокритики сразу заявили, что в «Жмурках» Балабанов применил методику американского режиссёра Квентина Тарантино на русский лад (вспомним для сравнения «Криминальное чтиво»): здесь и манера работы с кадром, и персонажи-гангстеры со своей псевдофилософией, характерные диалоги, разговоры о религии, похожий чёрный юмор. 

Критики вообще любят сравнивать… Я не совсем уверен, нужно ли здесь проводить неочевидную параллель. Так или иначе, в искусстве у авторов есть логическая преемственность. И применяя один и тот же метод, одарённый человек обязательно выведет свою формулу.


Жмурки

На мой взгляд, «Жмурки» - это единственная картина Балабанова, в которой он не опустился до чернухи, тошнотворного сарказма по бытию, а весело пошутил над нашей реальностью, показал антигероев, рассказал, откуда есть пошла российская коррупция нового времени.

Не буду касаться всех картин Алексея Балабанова, повторюсь – это не полный срез его творчества. Сконцентрируемся на главных работах. 

Есть и такая категория балабановских фильмов – я их называю «ужасными» в прямом смысле слова. Они созданы в разное время, но бедняжек роднит один и тот же почерк. Перечислю в порядке появления на экраны:
 
«Про уродов и людей» (1998)

«Груз 200» (2007)

«Морфий» (2008)

Последний, «Морфий» по сценарию всё того же Сергея Бодрова-младшего не так мрачен по внутреннему состоянию, но он тоже из их числа.

«Про уродов и людей». Я не принимаю этого фильма и сейчас объясню почему. Лучше бы Алексей его не снимал… 

Про уродов и людей

С самых первых кадров нам показывают фотокарточки с голыми женщинами («прекрасный» способ привлечения зрительского внимания с первых секунд просмотра!). И вообще весь фильм – неприкрытая очередная балабановская «правда». Но ни это, пожалуй, самое страшное. Об этом почему-то не говорят и не пишут. Люди следят за новинками кино, а 1998 год выпуска мало кого уже интересует.

Страшное другое: во-вторых, фильм транслирует откровенную педофилию! Я не хочу вдаваться в подробности – хотите сами поглядите, но не советую. Нет такой мотивации  (в показывании правды, например), чтобы заострять внимание на этой мерзости. Явный перебор, лучше бы этот фильм не снимали.

В-третьих, в картине зрителя психологически мучают – средства не оправдывают целей. Картины мрачные, безрадостные, нет ни единой надежды на спасение.

Из плюсов можно выделить игру харизматичного актёра Виктора Сухорукова – вот урод так урод получился. Но это является критерием оценки общего полотна?

«Груз 200» 2007 года выпуска в какой-то степени морально продолжает «добивание» зрителя. И если в конце девяностых никто не высказался отрицательно по-поводу «Уродов и людей», а режиссёра даже наградили престижной кинопремией «Ника», то после выхода «Груза» многие узрели в фильме откровенную «чернуху».

Груз 200

Я лично снова не понял Алексея Балабанова. Зачем нам такая неприкрытая правда, точно с неё живьём была содрана кожа?!. 

Для меня очевидно одно: Алексей был небезразличным человеком. Он видел язвы общества и пытался докричаться до нас, что всё плохо, «неужели вы не видите?» Не найдя света во тьме, он снял последний свой фильм – эдакий реквием по ненайдённой истине на Земле – «Я тоже хочу» 2012 года выхода.

Фраза предполагает окончание «Я тоже хочу… счастья». Герои фильма и автор вместе с ними (он незрим, а может быть он тот Музыкант, которого сыграл Олег Гаркуша?) едут за этим счастьем в никуда как полные психи, они переполнены отчаянием (опять вспоминаем как христиане трактуют отчаяние), они больше не хотят жить…

По Балабанову в нашем мире нет счастья, практически нет ничего хорошего, всё это есть где-то там – за последней чертой, куда, собственно, и ушёл навсегда загадочный человек, режиссёр Алексей Балабанов.

Александр Тененбаум

Про уродов ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Категория: Кино | Просмотров: 1786 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar