творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
07.11.2015 (15:07)
Про Маканина, его «Голоса» и количество пишущих «до» и «после»
Про Маканина, его «Голоса» и количество пишущих «до» и «после»

Вот чего мне всегда нравилось в талантливой литературе (я уж не говорю о гениях эпох), что спустя годы люди могут снова и снова черпать в ней настоящего свежего творчества. То есть, получается: годы не помеха свежести некоего таинственного дарования, проявленного в строчках. Впрочем, таков принцип проявления таланта и в других видах искусств – например, в музыке работает всё также.

 

Не будем углубляться в тезисах и казусах, теоремах и антилогике творческих возможностей – благо (или вред) до нас уже столько всего понаписали о сем – лучше уж сегодня в этот прекрасный ноябрьский денёк поговорим о повести, на мой взгляд, весьма талантливого писателя Владимира Семёновича Маканина «Голоса», которая датируется выходом в свет 1982 годом. Давненько он её написал, но сам писатель до сих пор жив, ему 78 лет, к тому времени, как «Голоса» вышли, Маканин состоялся профессионально литературно.

 

У Маканина меткое «перо», специфический искренний язык общения с читателем, его интересно читать (не нудятина), он прост в изложении, так что всем советую ознакомиться. И вот – повесть «Голоса». Хорошая такая повесть, обращённая не только к людям, но и к тем, пишущим, таким же ударенным от природы чудакам (т.е., одарённым). Кстати, примечательно: здесь Владимир Семёнович рассказывает о своём методе литературного труженика, о том, что у него с юности не сильно удавалось захватить внимание редакционных бонз своими литературными опусами.

 

В частности, мы узнаём, близкие с юности темы не всегда ему получалось уместить в формат современных запросов того, что принято считать нормой повествования:

 

"И вот - первый  рассказ,  который  я  в юности написал, был  о  Желтых

горах, о  той самой минуте, когда воздух и  пространство содрогнулись, а  во

мне возникло ликующее  освобождение и чувство достигнутости,- о той минуте,

когда  я скакал с камня на камень. Рассказ не получился. Восторг и умелой-то

руке  передать  трудно или  даже невозможно..."

 

В яркой игровой форме Маканин разбирает практически по частям принцип вдохновения. Он называет его некими «голосами», которые периодически стучатся к нам «в гости», или неожиданно проявляются в виде отдельных кадров нескончаемого полотна жизни. Действительно, у каждого человека есть такие вкрапления, когда увиденное или услышанное так сильно входит в личное восприятие, что остаётся занозами навсегда. И если у большинства людей далее этого запечатления ничего никуда не идёт, то у пишущего человека (Маканин писателя называет «пишущим») «голоса» проявляются в создаваемой им литературе.

 

С 1982 года прошло приличное количество лет. Не секрет, что нынче не «пишет» только безрукий – Интернет, блогинг и прочие научные улучшения дали простым смертным неисчерпаемые возможности выражать своё горделивое эго в новом поле деятельности. Настучать на «клаве» на скорую руку постовой, сделать сэлфи и  опубликовать себя любимого в сети – что может ещё более удовлетворить воинствующую толпу бездарей, захотевших стать поближе к звёздам?

 

Мир сейчас можно разделить условно литературно на «до» и «после» прихода «активного» Интернета в жизнь.

 

Отличительные принципы и черты литератора (хорошего или плохого, любого) «до» на практике:

 

  • Нужно много писать от руки, а если есть пишущая машинка (и есть она не у каждого), то исправлять ошибки (как «в компьютере») нельзя. В те динозаврьи времена чаще всего перепечатывали всю страницу заново, ведь исправляя замазкой ошибки, для глаза она всё равно оставалась видна как белая клякса.
  • Ворохи исписанной бумаги, болят пальцы, напряжённые механические усилия для создания текста.
  • Переписка возможна только по реальной тормознутой почте (нынче комфорт скоростей Интернета мало кто уже осознаёт!).
  • Ощущения, что таких как ты не так уж и много, давящее чувство одиночества.
  • Алкоголизм.

 

«После»:

 

  • Текст создаётся с лёгкостью, единственная проблема: наличие мыслей в голове.
  • На рабочем столе царит чистота и порядок (если вы, конечно, от природы не свинья. (И тогда встречный риторический вопрос: нужно ли к свиньям обращаться на «вы»?)).
  • От переписки ловишь кайф, к тому же можно в течение считанных секунд прикрепить фотки и кинуть вместе с письмом.
  • В сети ощущения великолепные: всё быстро, доступно, таких как ты – миллионы, даже можно хоть и липовых, но френдов найти. Почти не одиноко.
  • Возможен алкоголизм, однако он не настолько чёрный, декаданский, а подёрнутый светлыми тонами (что напоминает временами шизофрению).

 

Александр Тененбаум

 

Иллюстрация: на фото Марлон Брандо за работой

 

Про Маканина, его «Голоса» и количество пишущих «до» и «после»
Категория: Литература | Просмотров: 2184 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar