творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
23.05.2015 (14:55)
Привлекательность гоголевского «Вия» для кино
Привлекательность гоголевского «Вия» для кино

Когда-то давно русский писатель Николай Гоголь создал страшную повесть «Вий», переложив народный образ на свой оригинальный лад. Переложил, значит, и всех напугал в Петербурге: сказки сказками, но хорроров писатели тогда в общем-то не писали, а если и писали (писали, точно писали), то это было всё не то – не было такого щемящего ужаса в их произведениях.

 

Заковыка ужаса в повести в том, что в запертом помещении (ужаснее всего – в церкви, где грань между жизнью и смертью по восприятию стирается, и даже иконы, кажется, смотрят на тебя с укоризной) оказываешься один на один с дикой тварью – панночкой-ведьмой. Она лежит-лежит, вроде мертвая, и вдруг встает и идет к тебе. Гоголь в начале девятнадцатого века разорвал общественность этим принципом резкого удара по психике, ведь это было тогда новшество.

 

Важно отметить, что Гоголь, конечно, хоть и конкретно черпанул «вдохновения» из народных сказок, но сами сказки всё-таки тем и плохи и слабы, что не могут с нужной живостью отразить реальность обстановки. А настоящий писатель – смог, в чем его и сила и хвала. Вообще, Гоголь с молодости заигрывал с нечистой силой, был по словам умных филологов «склонен к мистицизму», и в итоге, кажется, «залип» на этом. Апогеем копания в дьявольской эзотерике стало написанное им сильнейшее произведение «Портрет», после которого он понял, кого там на самом деле изобразил (опять же с живостью), напугался и дальше постом и молитвой пытался замолить грех.

 

Из истории гоголевских мучений мы знаем, что писатель в итоге дошел «до ручки»: Вий всё-таки «глянул» в него и уничтожил. Всю жизнь Николай Васильевич лавировал между гением внутри себя и давлением снаружи различных «деталей», которые любыми лукавыми возможностями уводили в сторону и не давали писать. Примечательно, второй том «Мертвых душ» Гоголь всё же сжег, не оставив его нам. Писал, писал – а потом встал поутру и уничтожил труд стольких лет.

 

А «Вий» остался… Остался и продолжает пленять сердца лентяев. Да, да именно лентяев. Тех, кто ленится жить, кому скучно жить, кто хочет посредством примитивного страха почувствовать адреналин, почувствовать «что-то». Любви не чувствуют, но ищут интригу в дьявольских игрищах.

 

А потом, когда стало возможно качественно воплотить «Вия» в кино, то и здесь ему нашлось своё применение. Тема-то практически безграничная. Ну, только представьте себе, как по-разному можно обыграть ужасы в вертепе, где есть одна жертва и много злых тварей, а ещё гроб, из которого вылезает ведьма, гроб может летать, твари могут быть разных рацветок и по-разному мычать – была бы фантазия у больных на голову сценаристов.

 

Недавно ещё раз прочел гоголевского «Вия», вообще Гоголя читал, заодно и эту повесть. Гоголь меня привлекает как мастер слова, мастер иронии и «вкусного» описания людей и среды их обитания. А сегодня по телевизору на глаза попался советский фильм «Вий» 1967 года с Куравлевым и Варлей. В то далекое от спецэффектов время сложно было делать фильмы ужасов, так вот, примечательно, как всё-таки владела пластикой тела Наталья Варлей. Молодец. Не глаза мне её «понравились», которые кому-то могут показаться страшными (слабовато с точки зрения современных голливудских постановок, и это хорошо, кстати!), а именно пластика рук, движения тела.

 

Куравлев тоже хорош: мы помним его по ролям этакого извечного простачка, а тут он предстает в виде драматически испуганного человека, оказавшегося вплотную с нечистой силой.

 

Думаю, что ещё не раз киношники используют повесть «Вий» в своих корыстных целях – пока в народе остается древний страх перед мертвецами, перед таким моментом, когда мертвец, предположительно, вдруг открывает глаза или садится в гробу.

 

Александр Тененбаум

 

Привлекательность гоголевского «Вия» для кино
Категория: Кино | Просмотров: 943 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar