творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
27.04.2012 (23:55)
Поезд-беглец (1985) - РЕЦЕНЗИЯ
Поезд-беглец (1985) - РЕЦЕНЗИЯ

Это один из тех фильмов, где форма и содержание образуют совершенное единство. Это пример классического художественного фильма, который можно смотреть через 100 лет, и он не потеряет своей актуальности.

 
На сегодняшний день снято очень много фильмов о преступниках. В кинематографе создался некий собирательный образ преступника, который многих молодых людей привлекает духом свободы и надеждой на красивую и лёгкую жизнь...
 
Отрицательные герои даже становятся симпатичны зрителям: они за них болеют, они переживают за них, они радуются их успехам. Но редко когда создателям фильмов удавалось заглянуть глубоко-глубоко в душу человека, однажды преступившего закон.
 
Внешне такой человек может быть легендой преступного мира, авторитетом, на который все ровняются, кумиром, которому подражает молодёжь. Но кто знает, что на самом деле творится в душе такого человека? Может быть, он не так уж успешен, как думают многие? Может быть, он готов был бы всё изменить в своей жизни, но "поезд уже ушёл" и фарш невозможно провернуть назад!
 
Один из главных героев фильма - опасный рецидивист Мэнни (Джон Войт), ставший легендой для всех заключённых тюрьмы строго режима на Аляске. Он предпринимал несколько попыток побега, но все они оказывались безуспешными. После очередного раза начальник тюрьмы посадил его в железную клетку, где он провёл долгих 3 года. Фильм начинается с того, что суд постановил выпустить его из клетки и отправить в обычную камеру. И этот человек не смиряется со своей судьбой и решает бежать из тюрьмы ещё раз. Его не может остановить даже суровая зима. Он хочет бежать немедленно!
 
Волею судьбы за ним увязывается молодой заключённый по имени Бак (Эрик Робертс). Именно он помогает бежать своему кумиру и напрашивается в напарники. Бак мечтает вместе с Мэнни совершать грабежи, чтобы вести весёлую разгульную жизнь, иметь много женщин и т.д. и т.п.
 
...Побег им удаётся! Преодолев многие километры ледяной пустыни, они оказываются на железнодорожной станции, где им удаётся незамеченными забраться в грузовой поезд, который, как они надеются, домчит их до ближайшего большого города, где они, наконец, обретут вожделенную свободу!.. Но судьба распоряжается иначе. Внезапно у машиниста случается сердечный приступ, и неуправляемый никем поезд мчится на бешеной скорости к неминуемой катастрофе...
 
Но беглецы ничего не подозревают. Молодой Бак строит планы на будущее, мечтая стать настоящим разбойником, ведь теперь у него есть напарник Мэнни, который в своё время занимался громкими грабежами и убийствами, чем и прославился в преступном мире.
 
Опасный рецидивист Мэнни (Джон Войт)
 
Но Мэнни ведёт себя неожиданно странно. Он говорит Баку вещи, которые тот никак не ожидал услышать. Он настоятельно советует Баку найти работу и говорит, что даже самая маленькая, грязная и убогая работа - это и есть настоящее золото, это и есть настоящая ценность. И когда Бак изумлённо спрашивает Мэнни: "Ты что, действительно хочешь этого?", - тот буквально со слезами на глазах отвечает: "Если бы я только мог... Если бы я только мог...".
 
С этого момента мы начинаем совершенно новыми глазами смотреть на происходящее! Наше представление о романтике преступной жизни разрушается. Здесь мы видим человека, который осознал, в чём состоят истинные ценности жизни человека, но к сожалению за его спиной уже столько преступлений, что он никак не сможет изменить свою жизнь. Да, ему удалось-таки сбежать из тюрьмы, но сможет ли он найти ту самую последнюю работёнку, о которой он рассказывал Баку? Скорее всего, никогда не сможет, потому что даже его внешний вид выдаёт его явно преступное прошлое и вряд ли кто-то согласится приютить его и не сдать полиции! Получается, что он как загнанный зверь... Какие у него есть варианты?.. И есть ли они? Из его слов мы понимаем, что он больше не хочет воровать и убивать. Он хочет стать человеком. Но кто же ему это позволит? Ведь общество осудило его на пожизненную тюрьму и не дало никакого шанса на искупление.
 
Судьба находит неожиданное решение, чтобы Мэнни остался человеком. На первый взгляд, для него всё заканчивается очень трагично: мы знаем, что он погибнет. Но зритель чувствует радость за изменения, произошедшие в его душе. Пусть его земная свобода будет длиться всего какие-то мгновения, но КАКИЕ это будут мгновения! Возможно, в эти минуты он испытает высшее счастье, которое дано чувствовать человеку, сделавшему выбор в пользу добра и вечной свободы. 
 
После этого фильма остаётся сильнейшее ощущение соприкосновения с настоящим искусством, потому что в истинном искусстве глубокое нравственное содержание облекается в совершенную форму. По этому фильму можно учиться снимать кино, потому что здесь всё совершенно: киносценарий с глубокой моралью и мощной философией, сильная игра актёров, грамотная режиссура, музыка, подчёркивающая драматизм происходящего на экране, мастерски исполненные трюки, великолепный монтаж!
 
 
Этот фильм, в создании которого участвовали люди разных национальностей и культур, можно по праву считать одним из лучших фильмов, снятых в США. Радует, что режиссёром этого шедевра является наш соотечественник, Андрей Кончаловский.
 
Андрей Кабилов и Елена Кабилова
 
Поезд-беглец (1985) - РЕЦЕНЗИЯ
Категория: Кино | Просмотров: 1513 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar