творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
30.10.2015 (02:25)
«Плаха»: новый язык знакомого произведения в спектакле театра «Дилижанс»
«Плаха»: новый язык знакомого произведения в спектакле театра «Дилижанс»

Каждый спектакль в театре «Дилижанс» неповторим, ибо для рождения новых произведений здесь имеются особые условия – благодаря ним стирается грань между театральным действием и реальностью. Что это за условия?

 

Чёрный квадрат! Да-да! Вы не ослышались. Именно квадрат. И непременно чёрный. Если вы ещё ни разу не были в «чёрном квадрате» легендарного тольяттинского театра, то многое потеряли в своей жизни. Прежде всего, мне хочется сказать именно о нём, об этом особом пространстве, которое теперь является неотъемлемой частью спектакля «Плаха».

 

В кажущейся простоте кроется глубина и ширина. В «чёрном квадрате» ты не просто зритель, пришедший посмотреть на давно знакомых актёров, которых невозможно не полюбить; здесь ты втягиваешься в нечто большее, чем театр, ты невольно становишься участником действия, ты гораздо глубже сопереживаешь истории, которая оживает и раскрывается именно в этих условиях.

 

Несмотря на то, что герои пришли сюда со страниц знаменитого романа Чингиза Айтматова, в литературном плане спектакль имеет мало общего с первоисточником. Во-первых, за основу взята только третья часть одноимённого романа, и, во-вторых, сам автор, создавший когда-то бессмертные образы Акбары и Ташчайнара, скромно молчит. Во время спектакля я так и не смог обнаружить присутствия Чингиза Терекуловича. Это была совершенно иная «Плаха», и говорил в ней новый автор.

 

По сути, Айтматов был только некой отправной точкой в путешествии за новыми смыслами, и Пётр Зубарев создал совершенно новое поэтическое произведение, основанное на романе гениального киргизского писателя, одного из умнейших мыслителей XX века. «Плаха», поставленная в «чёрном квадрате» режиссёром Екатериной Зубаревой, насколько я понял замысел, не посвящена Чингизу Айтматову и двигается во вселенной по какой-то своей траектории, отличной от оригинального романа. Какова же эта траектория?

 

Здесь очень многое определяет пространство. Чёрный квадрат «Дилижанса» - безусловно, одно из действующих лиц этого спектакля. Его смело можно внести в афишу как одного из героев действия. Находясь в чёрном квадрате, ты уже попадаешь в ситуацию, когда «зритель» куда-то исчезает и появляется свидетель, участник действия. В чёрном квадрате невозможно взять и улететь куда-нибудь в свои миры, здесь приходится каждое мгновение спектакля жить вместе с актёрами, идти с ними туда, куда они идут, погружаться в ритм игры, которая постепенно то развязывается, то завязывается вновь!

 

Уже после спектакля сотрудники театра поведали мне о том, что «Плаху» каждый раз играют по-разному, потому что тесный контакт в чёрном квадрате влияет на актёров никак не меньше, они тоже испытывают свои особые переживания и психологические состояния, которые всегда уникальны и неповторимы. Спектакль, на котором был я, отличался от тех, которые были прежде него. Я не могу сказать вам, чем именно он отличался, но уверен, что отличия, разумеется, были.

 

Кстати, совсем забыл сказать главное! «Плаха» мне понравилась. Так что, не пытайтесь в моей статье разглядеть негативную оценку, ибо её нет. По опыту я знаю, что аналитику нередко путают с театральной критикой. Критика (любая) – это серьёзный, точный и скрупулёзный разбор исследуемого предмета с целью определить его достоинства и недостатки. Последнее время у меня всё меньше желания заниматься этой неблагодарной работой, хочется радовать вас! Так что, лучше просто анализировать, размышлять, делиться мнением. Такое у меня нынче настроение.

 

Плаха Дилижанс

 

Давно уже не видел игру актёров «Дилижанса». Можно сказать, соскучился. Так что, я больше настроен хвалить, нежели что-то иное. Да и повода нет говорить об ином. Вот, например, Бостон (Константин Федосеев) в своём халате выглядел как настоящий бай. Его движения основательны, они передают трудолюбивый характер героя, благородство его души.

 

Особенно мне понравилась сцена встречи Бостона (Константин Федосеев) и Базарбая (Дмитрий Кошелев). Константин был полностью погружён в своего персонажа, сконцентрировав моё внимание именно на Бостоне, а не на Константине, в то время как Базарбай, казался мне здесь чем-то второстепенным, ушедшим на второй план, чем-то декоративно-кукольным, но пока ещё живым. А в других сценах спектакля Базарбай блистал ярко сыгранными монологами. Снимаю шляпу - Дмитрию Кошелеву удалось передать образ пьянчуги и раздолбая, труса и подлеца.

 

Ещё одним интересным достижением является творческая работа Зубаревых над образами волков - Акбары (Екатерина Зубарева) и Ташчайнара (Пётр Зубарев). Здесь виден результат большого труда: движения животных изображены ювелирно. Без преувеличения можно сказать, что таких «волков» я ещё не видел! В то же самое время надо признать, что ни на секунду не покидало ощущение, что в этих образах волков сконцентрированы все животные сразу, некий обширный мир животных! Животные, сталкивающиеся с людьми, и люди, уничтожающие животных беспощадно и безжалостно…

 

Плаха Дилижанс

 

Думаю, что именно эта мысль (или что-то в этом роде) чаще всего приходит к зрителям «Плахи»: человечество так упивается своим могуществом и исключительным правом собственничества над всей планетой, что в этой безумной гонке забывает о безусловных истинах, которые каждая мать шепчет своему ребёнку в колыбели. Развитие техногенного мира, совершенствование орудий производства, окончательный уход от природы и потеря понимания реальности такой, какая она есть – вот плата за прогресс, к которому мы стремимся. Волки оказываются более «человечными», чем люди, которые уподобляются «зверям».

 

Что такое для Базарбая украсть детёнышей волчицы Акбары? Деньги на выпивку. Он просто напитает алкоголем свой почти уже разрушенный мозг, потерявший всякую способность думать о ком-либо, кроме себя самого. Высшая степень эгоизма и самости. Пытающийся с ним договориться Бостон терпит поражение. Столкновение неизбежно… Ещё минуту назад в Базарбае и Бостоне было что-то человеческое (в разной степени и качестве), а через мгновение они уже ничем не отличаются от зверей! И волки кажутся более гуманными, более человечными!..

 

Но знаете, несмотря на трагический финал, который не может оставить равнодушным ни одного зрителя, спектакль «Плаха» оставил во мне светлое воспоминание. Конечно, это очень субъективное переживание, но театр и не может быть объективным. Театр – это совокупность субъективных мнений, переживаний и чувств, которые, объединяясь, образуют особую атмосферу, которую, однажды полюбив, ты уже никогда не разлюбишь. Я думаю, что у всех поклонников театра есть такое сильное чувство, объяснить которое трудно, да и не нужно его объяснять.

 

Андрей Кабилов

 

Фото: Вадим Кондратьев

 

«Плаха»: новый язык знакомого произведения в спектакле театра «Дилижанс»
Категория: Театр | Просмотров: 2923 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar