творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
08.08.2014 (13:57)
Отрицательные стороны сказок
Отрицательные стороны сказок

Картина В.М.Васнецова "Встреча Олега с кудесником", 1899

 

 

Говоря о проблемах в детской литературе – а их, поверьте, больше, чем многие себе представляют (считается, что в этой области литературы как бы всё нормально), - хочется выделить многовековую проблему, лежащую на поверхности. До сих пор она не особенно рассматривалась у «специалистов», повторяю, у людей не возникает сомнений, что что-то здесь не так. Даже русский классический писатель Алексей Николаевич Толстой не заметил подвоха. Он, как известно, адаптировал приличное количество народных сказок для детей.

 

Есть у него прекрасные адаптации, очень художественные, написанные образным языком мастера, и вот я подбираюсь к той самой проблеме на «поверхности». Это сам фольклор – древний, необработанный. Проблема в том, что многое чего оттуда нашим детям читать не обязательно. Я бы даже сказал, лучше вообще не читать, так как это может вредно сказаться на психике. Возьмём отрицательные элементы и рассмотрим их поближе.

 

Во-первых, в народных сказках (любых, не обязательно именно русских) много надуманного, далеко не сказочного, а попросту глупого, такого, что является результатом необразованности тех, кто веками передавал через поколения похожие сюжеты, добавляя в них очередной бред неумелой фантазии. То есть любые явления маргинальный темный ум объяснял по-простому, насколько мог, без понимания истинной сути вещей. Так зачем же современным детям продолжать забивать мозги древними языческими, извиняюсь,  испражнениями? Таким же Макаром можно выстругать фигурки из дерева, назвать их богами и молить их о приходе дождя.

 

Во-вторых, в сказках часто используются элементы «хоррора», особенно в изображении отрицательных героев. Если это ведьма, то она может точить зубы, ведь она людоедка, снимать с себя голову, душить людей, летать на метле, кидаться на хороших героев, пить кровь и т.д. Или какие-нибудь великаны-людоеды, злые чудовища в морях, драконы, различная гадость, которой в реальности нет и быть не может. А если и водятся «подлые» крокодилы, акулы и тигры в природе, то они в принципе-то не такие уж и подлые, если сравнивать их «злодеяния» с переполненной чащей людских грехов. Понимаете, незачем маленьким детишкам всё это зло, зачем их с детства пугать сказками, обманывать, они-то ведь верят, всасывают как губки.

 

По поводу Алексея Николаевича Толстого, который, несомненно, является видным писателем на небосклоне русской культуры (чего только стоит его роман «Хождение по мукам», сказка «Приключение Буратино» и много чего прекрасного ещё он написал). Но вот с адаптацией русской народной сказки «Иван – коровий сын» несколько промахнулся. В ней действительно много чего жуткого, леденящего душу. Взять вот змеев с большим количеством голов на черных конях и ощетинившихся собак, змей их жён и самую страшную змеюгу – свекровь! Или вот такие моменты попадаются…

 

 

...А в палатах белокаменных сидела старая змеиха и три ее снохи, чудо-юдовы жены, и говорили между собой, как бы им злодея Ивана - коровьего сына с братьями погубить.

 

- Я напущу на них голод, - младшая сноха говорит, - а сама обернусь

яблоней с наливными яблоками. Они съедят по яблочку - их на части разорвет.

 

Средняя сноха говорит:

- Я напущу на них жажду, сама обернусь колодцем - пусть попробуют из меня выпить.

 

А старшая сноха:

- Я напущу на них сон, сама перекинусь мягкой постелью. Кто на меня

ляжет - огнем сгорит.

 

А старая змеиха, чудо-юдова мать говорит:

- Я обернусь свиньей, разину пасть от земли до неба, всех троих сожру.

 

Иван - коровий сын выслушал эти речи, полетел назад в зеленые луга,

ударился об землю и стал по-прежнему добрым молодцем. Догнал братьев, и едут они дальше путем-дорогой.

 

Ехали долго ли, коротко ли, стал их мучить голод, а есть нечего. Глядят, у дороги стоит яблоня, на ветвях - наливные яблоки. Иван-царевич, и Иван - девкин сын пустились было яблоки рвать, а Иван - коровий сын вперед их заскакал и давай рубить яблоню крест-накрест, из нее только кровь брызжет.

 

- Видите, братья, какая это яблоня!

 

 

Понятно, что создавались такие вот дремучие сказки ещё во времена набегов на Русь всяких половцев, монголо-татар, и используемые страшные образы – всего лишь отражение того дикого бытия, но зачем сегодня-то, в общем-то хоть как-то цивилизованное время запугивать наших детей всякой дрянью? Что, не прав я?

 

Александр Тененбаум

 

Отрицательные стороны сказок
Категория: Литература | Просмотров: 1004 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar