творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
17.01.2013 (13:21)
Особняк Стерлядкина в Сызрани
Особняк Стерлядкина в Сызрани
Вот мы добрались и до Сызрани. Очень может быть, что и в этом прекрасном волжском городе стоит здание Ф.Шехтеля. Особняк Стерлядкина - лучший особняк стиля модерн в Сызрани. Кроме несомненных художественных достоинств, постройка примечательна тем, что, будучи отделанной долговечными материалами, почти полностью сохранила свой первоначальный внешний облик.

Здание было возведено в центральной части Сызрани, по диагонали от городской управы и женской гимназии. Строился особняк долго – с 1909 года по 1914 год. Ответственная градостроительная роль постройки определяется её местоположением на пересечении главной улицы города с переулком. Двухэтажный особняк был построен по заказу Сергея Александровича Стерлядкина — одного из сыновей купца первой гильдии Александра Алексеевича Стерлядкина (основатель торгового дома, владелец мукомольной мельницы, амбаров и мучных лавок).

Претендентов на авторство – несколько. Кто-то считает, что Стерлядкин как очень богатый человек мог заказать проект Шехтелю, кто-то авторство приписывает сызранскому зодчему – С.Шербакову, еще одна версия – самарец Лев Фон Вакано.

Особняк С. А. Стерлядкина - самая новаторская постройка города по применённым в ней строительным и отделочным материалам. Лицевые фасады отделаны современными для того времени материалами. Эта постройка - одна из двух в городе (кроме неё, теперь полуразрушенный дом В. М. Бенедиктова, 1915 г., на ул. К. Маркса, недалеко от Казанского собора), в которой был применён облицовочный кирпич.

Облицовочный кирпич бледного бежево-желтого цвета здесь прекрасно сочетается с бетоном, металлом и отделочной плиткой, цветная перламутровая поверхность которой радостно переливается под лучами солнца в ясный день и как бы светится глубокими благородными тонами в пасмурный. Собственно архитектурные и декоративные элементы тесно сплетены друг с другом: мощные ветки с густой листвой «произрастают» прямо из-под облицовочной плитки, женские фигуры, выполненные в невысоком рельефе едва заметно выходят из аморфной мягкости стены.
 
Балкон
  
На композициях, обращенных к главной улице города представлены два барельефа с женскими фигурами, связанными посредством различных атрибутов с разными временами года и графиком сельскохозяйственных работ: одна из них, видимо, символизирует Весну, когда молодые растения набирают силу, вторая — Лето, страдную пору, так как изображена с орудиями труда (серпом, молотом, колесом) и со снопами колосьев. На другом фасаде, в тимпане арки, обрамляющей балконные двери второго этажа, дано барельефное изображение Изобилия (или Осени). Балкон раковинообразной формы «поддерживают» расположенные над главным входом две мужские фигуры, развёрнутые в плоскости. Смысловая связь между фасадными скульптурами не случайна и позволяет констатировать наличие программности. Связь смысла скульптурных композиций с темой природы и сельскохозяйственного труда не могло быть случайным для заказчика, обязанного своей финансовой стабильностью предпринимательской деятельности по переработке и продаже хлеба.
 


Этим прекрасным зданием мы завершаем беглый осмотр столичных и провинциальных построек архитектора модерна Федора Шехтеля. Я надеюсь, Вы убедились, что это был  гений, человек уникального таланта и трудолюбия. Около 200 проектов ему удалось реализовать и примерно столько же остались в эскизах. Замечательный мастер эпохи модерна. Далее у нас знакомство с биографией и зданиями А.Щербачева.

Сергей Сумин

Особняк Стерлядкина в Сызрани
Категория: Архитектура | Просмотров: 2707 | Источник: sergey

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar