творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
18.12.2012 (13:06)
Особняк Рябушинского в Москве
Особняк Рябушинского в Москве
Начнем путешествие по строениям Федора Шехтеля с самого, пожалуй, известного и раскрученного СМИ здания русского модерна – особняка банкира Рябушинского в Москве. Построено оно было в 1902  году на Никитском бульваре, где и сейчас, слава богу, находится. Зданию повезло, что несколько лет хозяином его был писатель Максим Горький – благодаря этому обстоятельству особняк не перестраивали и в целом сохранили интерьер и детали отделки.
 
Особняк Рябушинского в Москве
 
Особняк С. П. Рябушинского являлся не просто красивым и дорогостоящим строением, возникшим в 1900—1902 гг., а своеобразным «архитектурным манифестом», провозгласившим новый стиль модерн. Начнем с того, что здание имело свою концепцию – восхождение человеческого духа по ступеням эволюции. На первом этаже интерьер напоминал царство первобытного океана – рыбы, медуза-светильник, чуть ли не микроорганизмы, затем лестница-волна выносила Вас на второй этаж, где уже появлялись образы птиц, животных, и, наконец, человека. Итогом этого развития была небольшая комната-хранилище старинных старообрядческих икон. Нужно отметить, что для этого удивительного особняка Шехтель собственноручно нарисовал и сделал весь внутренний интерьер: лампы, ручки дверей, подсвечники, шкафы, стулья. Просто поражает, откуда брал время и вдохновение этот замечательный мастер.
 
Особняк Рябушинского в Москве
 
С внешней стороны здание также поражает. Модерн как стиль воплотил здесь одно из своих ярчайших проявлений. Облик небольшого живописного по объемам и художественному оформлению фасадов строения полностью порывает с преемственностью предшествующей архитектуры. Здесь все дышит новизной — и трактовка фасадов, и своеобразные очертания арок и крылец, и майоликовый фриз, перебиваемый различными по форме окнами, и сильно выступающий карниз упрощенного профиля и многие другие детали.
 
Особняк Рябушинского в Москве
 
О хозяине особняка стоит рассказать особо. Степан Павлович Рябушинский (1874–1942) был представителем знаменитой в дореволюционной России династии промышленников и банкиров. Степан Павлович вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы. Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно-историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Публиковал в специализированных журналах статьи на эту тему. Был археологом по образованию и настоящим знатоком дониконовского иконописного искусства, существовавшего до раскола между православной и старообрядческой церквями.
 
Особняк Рябушинского в Москве
 
Нельзя обойти вниманием и загадки шехтелевского особняка. Каков же был замысел зодчего, что хотел он сказать своими фантастическими декором и интерьером? Все дело в том, что, когда копаешься в различных догадках и версиях, возникает ощущение некой таинственности, почти мистики, что придаёт всему этому дому немного волшебную ауру… В одной научной статье сказано: «неподготовленный зритель часто находит в особняке лишь очевидное, буквальное изображение природных стихий, растительного и животного миров».  На самом деле замысел Федора Шехтеля гораздо глубже. Мое мнение таково – мастер хотел передать нам мысль – без прекрасных вещей, без духовного поиска, без природной гармонии человек обречен на деградацию. Что ж, послание отправлено потомкам! Будете в Москве – обязательно посетите особняк Рябушинского.
 
Сергей Сумин
 
Особняк Рябушинского в Москве
Категория: Архитектура | Просмотров: 3678 | Источник: sergey

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar