творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
17.09.2014 (14:58)
О повести Александра Житинского «Часы с вариантами»
О повести Александра Житинского «Часы с вариантами»

Картина «Постоянство памяти» художника Сальвадора Дали (1931)

 

Есть такая замечательная фантастическая повесть Александра Николаевича Житинского «Часы с вариантами». Название само говорит за себя: идея в том, что с помощью волшебных часов человек может перенестись в любое время своей жизни и прожить один о тот же момент много-много раз.

 

Конечно, идея Житинского – это лишь методика общения, ей писатель апеллирует перед читателем, чтобы донести  добрые советы и накопленный опыт, как прожить судьбу не никчемно, а с толком, осмысленно. Кстати, о судьбе. Несмотря на возможность несчитанного количества «прыжков», главный герой приходит к понимаю основных философских вещей вокруг него.

 

Прыгай – не прыгай, а полюбить себя не заставишь; сам себя не обманешь, чем ты хочешь заниматься (речь идет, к примеру, о профессии); так или иначе, но стремиться побыстрей вырасти – дело неблагодарное в будущем: с возрастом самые близкие и родные люди, мамы, папы, бабушки с дедушками умирают и их нельзя вернуть назад.

 

Идея с волшебными часами, конечно же, не нова, вопрос о «машине времени» до сих пор остаётся открытым. Но повесть Житинского всё равно нужно прочитать каждому подростку. Там в доходчивой форме показан процесс (не всегда постепенный, и это очень по-своему весело!) взросления. Особо нужно выделить психологизм произведения, он «цепляет» с первых строчек, ты буквально ощущаешь себя тем главным героем, словно примеряешь его маску. Великолепное качество повести, поверьте.

 

Единственная «оговорка», чтобы сразу не случилось каких-либо недоразумений: история написана в прошлом веке и была впервые напечатана в журнале «Аврора» (1985, 7-8 номера). Житинский пофантазировал о вариантах будущих дат и во многом не угадал, но это не беда (например, он не угадал, что советский союз падёт. С другой стороны, в ту эпоху так «угадывать» было опасно для жизни), не важно в «какую точку» он попал, читать же всё равно интересно. Искусство – всегда вещь условная, это не голое документирование статистики, а полёт творческой мысли даровитых людей.

 

Александр Николаевич, и правда, был весьма даровит. Два года назад он умер, прожив всего 71 год. Но книги его остались, книги мы будем продолжать читать. А по поводу документирования, скажу так: вот писатель Солженицын не всем нравится в плане чтения именно потому что, там много фактического материала (вспомним тот же «Архипелаг ГУЛАГ»), и мало средств классического искусства.

 

Читатель не находит на страницах что-то такое интересное и ему становится скучно (Кстати, это проблема читателя, а не писателя, Солженицын силён в своей стихии). Именно вот эти загадочные «средства» и есть орудие привлечения внимания; сюда входит сюжет, слог, «повороты», «канва», детективность, нагнетание эмоций, психологизм и много чего сюда ещё входит – у каждого писателя своя кухня, он здесь повар, кулинар и хозяин.

 

Александр Тененбаум

 

О повести Александра Житинского «Часы с вариантами»
Категория: Литература | Просмотров: 665 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar