творческие проекты и программы
актуальные события культуры
 
22.12.2019 (10:44)
О кризисе современной литературы XXI века
О кризисе современной литературы XXI века

Меня, как человека пишущего, очень волнует ситуация, которая происходит в культуре России. К сожалению, в регионах творческие люди по-прежнему разобщены и продолжают ошибочно считать, что только в Москве находятся все возможности и только там сосредоточены самые лучшие авторы страны. Конечно, подобная мысль не лишена оснований. Однако, считаю своим долгом сегодня не согласиться, что подобное понимание может быть единственно верным. Нельзя собственными руками подписывать себе приговор, признавая свою беспомощность.

 

Если бы в каждом авторе сегодня была такая надежда, если бы люди писали не для того только, чтобы подчеркнуть свою оторванность от общества и выделиться на фоне остальных, что мы видим сегодня повсеместно, то, может быть, читатели вернулись бы к нам, но, увы, современный читатель изменился и его просто уже нельзя вернуть к старому, прежнему пониманию литературы.

 

Теперь читателю нужно медиа, интерактив, сетевые связи. Не только текст – но фото и видео. Фактически, речь идёт о том, что авторы, не являющиеся хотя бы немного артистами, пусть даже и самодеятельными, которые просто не могут себя интересно подать, читателю менее интересны, а вот те, кто может «громко прокричать» о себе в медиа-пространстве, вот они-то как раз и будут услышаны, не зависимо от того, что они пишут, о чём они говорят.

 

XXI век принёс литературе страшного врага – любовь к внешней форме. Содержание уже ушло на десятый план. Его почти нет. Осталась только форма, внешний блеск, лоск, умение себя правильно подать, знакомиться с нужными людьми, ходить в красивой одежде, красиво говорить и – взгляд пронзительный и глубокий… Короче говоря, полное лицемерие, бессовестность, коммерция, всё на продажу.

 

Творческий процесс доведён до полного абсурда. Задумывались ли вы, что чувствует писатель, перед которым стоит вопрос написать то, что можно ПРОДАТЬ? То есть не сказать то, что он думает, не создать интересную книгу, а удовлетворить спрос потребителя, стремящегося получить сильную эмоцию и разного рода удовольствие! Он должен создать не книгу, не текст, а пробудить в сознании «читателя» (это уже не читатель, а «зависимый больной человек») образы, фантазии, сильные чувства и впечатления, чтобы пациент купил ещё, потом ещё, и начал постоянно покупать у этого поставщика иллюзий.

 

Вы можете возразить мне (это любимое занятие поверхностно мыслящих и безразличных ко всему людей), что сейчас немало литературы и другого рода. Конечно, немало. Но кто читает авторов, произведения которых признаны экспертными комиссиями, победили в конкурсах? Кто знает их имена?! Напротив, известны только «медийные личности», те, которые умеют себя подать на фоне молчаливых сотен авторов, которые до сих пор пребывают в растерянности и не знают, что делать.

 

Когда приходишь в книжный магазин – там какой-то кошмар. Половина магазина посвящена классической литературе и детям… По сути, это основная задача книжных магазинов. А вот все остальные куда девались? Несмотря на то, что авторы есть, но так как они практически все выходят малым тиражом, писательское дело для них в итоге не может быть профессией, это, скорее, хобби, альтруизм, филатропия…

 

Поэтому так много среди литераторов людей с тяжёлыми психическими заболеваниями, с алкогольной зависимостью, с обидами и претензиями обществу, которые они никак не могут преодолеть. Душа творческого человека весьма ранима и далеко не каждый творческий труженик может себя сломать и выдрессировать, чтобы продолжать жить в обществе полном ненависти и культурной деградации, где с каждым годом всё хуже и хуже слышат слабые голоса одиноких творцов; голоса эти появляются всё реже, а гул общественный всё сильнее давит на них, стремясь окончательно остановить творческий процесс, заменив его научно-техническим прогрессом, которым заболело и болеет наше поколение.

 

Об этом можно говорить бесконечно. Вот, например, «детская литература». Вы прекрасно знаете и даже не надо приводить никакие примеры, что те жалкие попытки написать что-либо для детей всё равно не имеют никакого смысла: даже талантливо написанная книжка для детей всё равно не увидит свет, потому что нет такого тиража, нет поддержки масс-медиа, нет даже заказа на детскую литературу со стороны потребителей, родителей, которые довольствуются всем подряд. Складывается такое ощущение, что родителям совершенно всё равно, что именно будут читать их дети, поскольку они допускают, что дети читают то, что им дают.

 


 

Едят фастфуд.

 

Берут, что дают.

 

Не важно, что там.

 

Вот вам, вот вам!

 


 

И что же? Почему молчат литераторы, где поэты, которые говорят о культурном развитии? Замечу, не о падении, не о пороке и моральном разврате, а именно о культурном развитии и даже духовном росте? Вы можете назвать имена таких авторов, да ещё такие имена, чтобы они не были известны только ограниченному круг лиц, а, что называется, действительно гремели на всю страну, как это было в СССР, когда писатели и поэты были явлениями, были знаками и символами эпохи, как в зеркале отражавшими действительность, пусть и искажённо, но кое-что можно было разобрать между строк?..

 

А ныне? Писатели спиваются. Талантливые люди, которые могли бы многое написать. Они перестают верить обществу, в котором нет заказа на писателей, в котором их труд оплачивается скупо и унизительно, в котором всё выставлено на продажу и уже, кажется, нет ничего святого.

 

Эта статья не для тех, кто мыслит приблизительно также как я. Она для всех остальных, в ком дух агрессии поработил весь ум и пленил воображение. Потому что жить в постоянном стремлении «достигнуть успеха», когда твои товарищи погибают, когда ты ничем не можешь им помочь, это больно. И безразлично на это смотреть нельзя. Постоянно всех предавать и отрекаться от всех – тоже чревато. Не для этого рождён человек в этот мир, и поэтому вы сейчас и читаете эту статью, которая призвана пробудить в вас понимание, что нельзя дальше провозглашать борьбу за место под солнцем как единственно правильный путь своего развития. Вам нечего потом будет передать своим детям и другим поколениям, если вы объявили бойкот всем и каждому.

 

Итак, какая же задача стоит перед российским литератором? Сопротивление властям? Противостояние политике Кремля? Или честное несение своего таланта, своего долга перед Тем, Кто его тебе дал? Или труд во имя действительно высоких идеалов, а не во имя своё – и только. Поклоняясь самому себе, современный писатель далеко ушёл от читателя, растеряв по дороге всё своё призвание, весь свой талант, который надо было беречь, лелеять, развивать, укреплять и воплощать.

 

Я убеждён, что для читателей «Древо поэзии» нет и не может быть иного понимания цели литературной работы, поскольку, общаясь со многими из вас, я всегда видел в ваших глазах понимание, что все мы, раз уж нам что-то дано, не должны зарывать голову в песок, а реализовывать проекты до конца.

 

Творческого вам успеха, коллеги!

 

Андрей Кабилов


Теги: 2019
Категория: Литература | Просмотров: 1554 | Источник: poetree

Если вы хотите выразить благодарность за эту публикацию, можете пожертвовать любую сумму с помощью формы, расположенной ниже. По сути это ваша ПОМОЩЬ, реальная ПОМОЩЬ не на словах, а на деле. В назначении перевода укажите "Пожертвование".


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar