творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
12.10.2013 (13:27)
К дню рождения Саши Чёрного
К дню рождения Саши Чёрного
1 (13) октября 1880 года родился российский поэт времён Серебряного века Саша Чёрный (от рождения Александр Михайлович Гликберг). К дню рождения я решил снова почитать одного из любимых моих сатириков во литературе: он прошёл через моё сердце и оставил в нём тёплый след правды, как реалист-летописец, сумевший с умом подчинить себе рифму на благо современникам. 

Как часто бывает с сатириками – они по-сути остаются в своей эпохе и всё новые и новые поколения уже с трудом различают их бодрые голоса. И только особо одарённые личности шутят сквозь века, отражая в своих эпиграммах (в больших или малых формах – но всё это эпиграммы) вечные проблемы. 

Например, одна из вечных проблем потребителей является пошлость. Помимо неё сатирики любили смеяться над маргиналами, которые не хотят учиться, а питаются как падальщики-вороны только слухами.

Поэт-сатирик Саша Чёрный по-чёрному высмеивал грязь и убогость того времени, показывал нравы тех, с кем жил и с кем жить не хотел. Природный живой ум требовал объяснения с больным обществом…

Приведу хороший такой отрывок из показательного стихотворения Чёрного «Культурная работа»:

Напялил пиджак и пальтишко
И вышел. Думал, курил...
При мне какой-то мальчишка
На мосту под трамвай угодил.

Сбежались. Я тоже сбежался.
Кричали. Я тоже кричал,
Махал рукой, возмущался
И карточку приставу дал.

Пошел на выставку. Злился.
Ругал бездарность и ложь.
Обедал. Со скуки напился
И качался, как спелая рожь.

В этом отрывке автор показывает нам жизнь бессмысленного по принципу человека, затерявшегося в обществе. Лирический герой на поверку мог бы быть как потребителем всего, что ему кидают на прилавки жалкого всеобщего существования, так и от  природы талантливым человеком, который «испортился» и «вместе с негодяями сам стал негодяем».

В стихотворении «Пошлость» Саша Чёрный эту самую пошлость показывает нам через типичный женский персонаж того времени. Подробно перечисляя её «достоинства», «острый» сатирик в конце заключает:

Она в родстве и дружбе неизменной
С бездарностью, нахальством, пустяком.
Знакома с лестью, пафосом, изменой
И, кажется, в амурах с дураком...

Ее не знают, к счастью, только... Кто же?
Конечно - дети, звери и народ.
Одни - когда со взрослыми не схожи,
А те - когда подальше от господ.

Портрет готов. Карандаши бросая,
Прошу за грубость мне не делать сцен:
Когда свинью рисуешь у сарая -
На полотне не выйдет belle Hélène.

Несомненно, сила пера Саши Чёрного была в некой «правде-матке», которую он лепил в стихотворные  фельетоны. Фельетоны эти печатали в известных журналах, и огромное количество интеллигентных людей ждало выхода свежих номеров, где бы они могли насладиться очередным творением талантливого автора.

На мой взгляд, творчество Саши Чёрного – пример выявление болячек нашего общества того времени и даже этого. Спустя сто лет очень многое изменилось внешне в людях, но некоторые принцы жизни до сих пор типичны. Есть «такие» и «такие» люди, есть желание учиться и трудиться, а есть лень, разгильдяйство и воинствующее невежество.

У Саши Чёрного я обнаружил замечательное стихотворение, стоящее несколько особняком от его основного сатирического убранства грустно-весёлых произведений. Вот оно:

ВОРОБЕЙ 

Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону -
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасиба не сказал.

Отлично прорисован образ «типичного» воробьишки. Простое по содержанию, задорное стихотворение рассказывает нам о том, что к поэту прилетал воробей. Поэту грустно, ему одиноко, он прикормил маленькое существо и хочет с ним дружить, но малый всё-таки улетел и не сказал «спасиба». 

Намеренно в этом слове меняется последняя буква: в этом тоже заключается своеобразный юмор. И нём, наконец-то, нет горячей сатиры, а просто чистой воды сашино озорство.

Александр Тененбаум

К дню рождения Саши Чёрного
Категория: Литература | Просмотров: 1371 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 2

№1 - 15.10.2013 в 12:21 Спам
Огромная благодарность Александру Тененбауму за его замечательную статью о Саше Чёрном! Без памятти о прошлом мы - манкурты, как писал Чингиз Айтматов!

№2 - 17.10.2013 в 11:31 Спам
Я согласен, писать о таких памятных днях весьма полезно для постоянно упоминания о том, что можно взять и почитать сегодня хорошие стихи.
avatar