творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
06.07.2014 (15:31)
Юмор в произведениях Аркадия Гайдара
Юмор в произведениях Аркадия Гайдара

Юмор в произведениях русских классических писателей – одна из ярчаших особенностей показателя качества литературы перед тотально-блеклым множеством серо-скучных книг тех, кто в своё время взял «своё» будучи официально признанным поэтом или прозаиком.

 

Своё – это, конечно же, положение в обществе, всевозможные выгоды, дачи, государственная подпитка в прямом смысле этого слова: как ни странно, служители литературы многие были не прочь вкусно покушать, мало помышляя о пользе истинного искусства, о душе, о вдохновение. Последнего из перечисленного эти не творческие личности не знали в принципе.

 

Хорошо бы вспомнить судьбу Михаила Афанасьевича Булгакова с его бессмертным автобиографическим персонажем Мастером – официально признанные поэто-писатели неустанно травили того, кто по праву творил и частенько, кстати, недоедал.

 

Попутно можно вспомнить униженного и оскорблённого Бориса Леонидовича Пастернака, который был словно сорняк среди литературного огорода, однако явил миру гениальный роман «Доктор Живаго».

 

Советский писатель Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941) по-настоящему умел шутить – возвращаюсь к начатой теме юмора в русской классической литературе. Да, также как и Алексей Толстой, он умел в нескольких мазках нарисовать психотип персонажа, при этом украсить его шутливой деталью, именно она и раскрашивала, оживляла в общем-то простой слог писателя.

 

Сейчас принято начинать забывать тех литераторов, творившие в другой по строю стране – советской. Их «складывают» в поленницу, над которой висит уже полустёртая «табличка», означающая только ту эпоху, из которой они как из ада почему-то никогда не должны выбраться.  

 

Удивительно то, что сегодня чаще читают современных авторов с низкопробной моральной основой, без настоящего юмора и чистоты (не будем называть их многочисленных имён), а лучших из лучших закрыли в чулане времени.

 

Например, почти все произведения Аркадия Гайдара посвящены детям (довольно редкое качество среди литераторов). Это был великий детский писатель-мастер, умерший в какие-то 37 лет… Он прошёл революцию, он успел поучаствовать в Великой Отечественной Войне и в итоге – пал геройской смертью от «очереди» фашистского пулемётчика.

 

Всю жизнь он рвался от своего творчества к советской идеологии, от идеологии – снова к творчеству. Понимаете, Аркадий Петрович с радостью принял революцию 1917 года, так как хотел справедливого отношения к униженным крестьянам и рабочим. Он прежде всего болел за людей, он желал им светлого будущего.

 

Но революция, как известно – дело кровавое. Это война, это огромное количество убитых и замученных людей, это всегда разделение на «своих» и «чужих». Представьте себе, что творилось в душе революционера, который от природы был большим литературным талантищем?

 

Как отмечали очевидцы, война не прошла «даром» Гайдару: он мучился от всех своих прошлых кровавых участий в делах революции… При этом при всём, талант писателя-рассказчика и природный искромётный юмор от него никуда не ушли. Он писал много, он писал детям – и дети были благодарны ему.

 

Интересно то, что на страницы своих произведений Гайдар никогда не выливал «грязи», он создал ряд повестей и рассказов, которые отличаются живостью детского видения мира.

 

 

Александр Тененбаум

 

 

Источник изображения: http://www.liveinternet.ru/users/5138897/post305286358/

 

Юмор в произведениях Аркадия Гайдара
Категория: Литература | Просмотров: 1027 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar