творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
22.12.2012 (13:51)
Ярославский вокзал в Москве
Ярославский вокзал в Москве
Если Вы едете на поезде с восточной части России, то в столице всегда попадаете на площадь четырех вокзалов. Один из них (возможно, лучший) – Ярославский – является работой Ф.Шехтеля. Именно о нем я Вам сегодня и расскажу. На протяжении своего короткого существования (около полутора десятков лет) модерн несколько изменился. Начался модерн с полного отказа от каких бы то ни было традиций; позднее он использовал формальные элементы исторической архитектуры, сильно изменяя и сочетая их с новаторскими приемами - так называемый стилизаторский модерн. Появляются также промежуточные нюансы стилизаторского модерна, например его ветвь, использующая средневековую русскую архитектуру; обычно ее называют национально-романтической. В русском модерне проявляются и региональные особенности, в частности в Петербурге, Москве, Самаре, Харькове, Перми, Саратове.
 
Ярославский вокзал в Москве
 
Примером  национально-романтического направления модерна в Москве является Ярославский вокзал (1902-1903 гг.), перестроенный Шехтелем всего за два года (сегодня новостройки Москвы возникают гораздо быстрее). Крутые высокие крыши и башня, гипертрофированные машикули и многоцветная облицовка асимметричного здания придают ему черты уникальности и слегка ощутимого влияния северного народного зодчества. Сразу в голове всплывают великие защитные крепости и церкви Вологды, Новгорода, Твери, Пскова. Архитектуре Ярославского вокзала присущ тонкий национальный колорит, зрителю этого здания кажется, что все это он уже видел. Тем не менее, зодчий, безусловно, творил, а не подражал. Федор Осипович настолько хорошо владел материалом (вспомним его первые постройки 1880-х – дома крестьян и сельские церкви), что стилизация «под русскую старину» просто не понадобилась. 
 
Ярославский вокзал в Москве
 
Ярославский вокзал хорош не только с внешней, но и с внутренней стороны. Находящемуся внутри зрителю кажется, что он попал в сказочный древний чертог. Огромные узорные двери и высокие проемы окон создают ощущение величия и простора. Ф.Шехтель и в данном случае показал себя мастером интерьера. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. В нише фронтона над входом в вестибюль вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трёх городов, которые связала железная дорога Москвы, Архангельска, Ярославля.
 
Ярославский вокзал в Москве
 
К тому же надо помнить, что здание вокзала было вариацией зданий для архитектурной выставки в Глазго (1901 год). После создания архитектором ансамбля российских павильонов на Международной выставке в Глазго, Шехтель был удостоен почётного звания академика архитектуры
 
Ярославский вокзал в Москве
 
В 1966 году вокзал приобрёл современный вид. В нём до сих пор отчётливо видны как боковые фасады первоначального здания, построенного по проекту Р. И. Кузьмина, так и более поздние перестройки Ф. О. Шехтеля. В 1903 году в разгар работы над проектом Ярославского вокзала Федор Шехтель послал одному из друзей свой экслибрис со следующим пояснением: «На нем я изобразил уголок моих построек в Глазго. Эти постройки, в которых я старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек, мне милы более моих других произведений. Для меня это мой девиз».
 
Сергей Сумин
 
Ярославский вокзал в Москве
Категория: Архитектура | Просмотров: 4850 | Источник: sergey

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar