19.12.2010 (11:03)
Искренность и Образ
Вячеслав ТихоновСегодня поговорим об актёрском мастерстве. Я понимаю, что существуют многочисленные системы подготовки будущих актёров к работе в театре и в кинематографе. Не спорю, действительно, есть много хороших упражнений на развитие воображения, на координацию в пространстве и умение чувствовать партнёра.

Но я хочу затронуть вот какой аспект актёрского мастерства в этом посте - искренность игры и сила создаваемого образа.

Начнём с искренности. У вас наверняка было так, что какой-то фильм, который нравился вам в детстве или в молодости, теперь, когда вы его долго искали, нашли и посмотрели, совсем не понравился, более того, вы увидели многочисленные ошибки этого фильма, которые вы бы исправили и тогда фильм стал бы намного лучше по вашему разумению! Это было у всех людей, старше 25 лет, приблизительно.

Более молодому возрасту свойственно поверхностное восприятие, потому что человек больше погружён в себя, видит только себя и не может достаточно чётко сконцентрироваться даже на фильме, который рассматривается. Молодости свойственны поиски везде и во всём исключительно себя самого. А это искажённое восприятие действительности. И, применительно к кинематографу и театру, например, молодой человек не видит саму пьесу, он пытается увидеть там себя, так уж устроена молодость. Это естественный процесс.

Итак, актёр. Допустим, он искренен. Но что же это? Когда же это может быть? При каких условиях актёр не будет врать, если он заучивает текст сценария наизусть и воспроизводит слова, которые только предполагаются к тому, чтобы быть произнесены искренне. И вот, актёр старается произнести их искренне, используя самые различные приёмы, которыми наградила его природа, он, в основном кривляется, потому что для него это всё равно чуждые слова, слова не исходящие из глубины души, из её бесконечного космоса.

Сколько можно вспомнить таких актёров (да ещё и ставших знаменитыми!), которые были искренни, не лгали себе и людям? Вот именно. Сегодня их вообще нет, потому что современный театр полностью основан на лжи. Если сегодня актёр хочет говорить правду, ему надо основывать собственный театр, основав который, он сталкивается с тем, что всё снова повторяется, новые актёры не искренни со всеми нами. А один человек не может быть и актёром и целым театром из актёров! Всегда нужны люди, иначе не будет никакого театра.

Какого бы роста ни был актёр, какое бы у него ни было приятное личико, всё это не поможет в искреннем деле, тут нужна такая мощная работа души, столько мужества и смелости, сколько может себе позволить далеко не всякий человек. Ведь это же совсем не "профессионально", да какая там профессия! Профессионал врёт всегда, делая это искусно, изящно и красиво, он постоянно находится в тенетах лжи, исторгая их себя ядовитую уверенность в том, что он знает всё о своей профессии.

А, вот, не врать как? Не будешь врать и тебя уволят из театра. Не врёшь - и ты уже не наш, не "человек театра", не врёшь и тебя уже не приглашают сниматься в новом фильме, в очередном сериале. И ты не хочешь врать! Ты постоянно лавируешь между правдой и ложью, пытаясь быть где-то по середине, хотя бы. Но всё равно получается ложь, всё равно получается что-то не так, что-то не совершенное, не отражающее правды жизни. А что такое правда? Где она? Эти вопросы задаёт себе каждый творческий труженик, приступая к созданию очередного своего творения. И снова, и снова творческий труженик не находит ответа на этот вопрос...

Так хорошо. А почему же нам нравится фильм, сериал, спектакль? Картина почему нравится? Почему? А красота человеческого личика?! Часто нам нравится тот или иной фильм, например, только потому что люди, которых снимали на очень хорошую видеокамеру, хорошо загримированы и нам симпатичны. Невозможно смотреть фильм, где мы видим актёров, которые совершенно нам не нравятся. Получается, что это обычное зрелище? Да, именно так получается. Это просто "шоу", "показ" лиц и спортивных тел на которые интересно смотреть, радовать свой глаз и воображение!

А как же замысел драматурга? Драматург всё это знает. Современные сценаристы пытаются обмануть сами себя, т.е. они уже изначально основывают произведения на лжи. Они знают, эти славные люди, о том, что всё, что они пишут, будет 10 раз извращено самыми разными людьми, считающими себя гениями, особенно каким-нибудь замечательным режиссёром, но верят, что "что-то" из этого всего получится, "что-то" выйдет в итоге, "что-то" останется и будет замечено зрителем.

И получается, что это сам зритель, которому помогают различного уровня критики, додумывает потом, как надо это всё понимать и что об этом думать. В театре с этим проще, потому что там и критиков и зрителей стало меньше. А вот в кинематографе критиков и зрителей армия такая, что, наверное, потом и сами создатели фильмов уже не понимают, что они делают и зачем, потому что нет какого-то одного понимания, оно у всех своё собственное, причём, у каждого своё. Конечно, проще всего свести и театр и кино к рынку, просто зарабатывать большие или маленькие деньги. Но здесь мы опять видим ту же самую ложь. Это уже не прикрытая ложь, а ложь прямо нам всем в лица.

Поговорим об Образе... О, это интересная тема! Сами по-себе слова не могут воспроизводить образ чего бы то ни было. Для того, чтобы родился живой и всегда уникальный образ, нужен читатель, который читает эти слова, когда-то кем-то написанные. Но читатель никогда не увидит точно такой же образ, который видит автор, который видят сонмы других читателей! Получается, что одного какого-то образа одного какого-нибудь персонажа в какой-нибудь пьесе нет и не может быть. А как же тогда передать этот образ актёру? Какие должны быть условия для расшифровки? Нужно колдовать что ли? ))

Вот почему не надо самостоятельно идти в актёрскую профессию. Потому что ты будешь лгать целыми днями себе и людям, и потому что сам не будешь понимать, что играешь. Как робот, повторяя зазубренные слова, кривляясь, ища в этом во всём смыслы и подтексты, человек делает разрушительную работу со своей душой и с душами миллионов других людей, которые будут смотреть на него и искать этот самый "образ героя произведения".

Интересно то, что и театр и кинематограф ещё даже не начали развиваться, ещё даже не начали в полную силу говорить. До сих пор идут поиски формы! А вы думаете за что на фестивалях дают награды? За новую форму, за новый подход к созданию кино. А за что ещё можно награждать... Только потом всё это обесценивается, спустя десятилетия, каким бы сильным оно ни казалось.

Вот почему ЛИТЕРАТУРА, как искусство никогда не умрёт, потому что здесь мы имеем дело со словами, а не с людьми. А слова всегда выглядят так, как они выглядят, они не могут выглядеть как-то иначе. Существует литературный язык, мы понимаем сочетания всех этих знаков именно так, конечно, с различными оттенками, но мы всегда точно понимаем о чём нам сообщает то или иное слово. Да, язык - это сила. Именно литература вдохновляет кинематографистов и театралов продолжать поиски новых форм, потому что, читая произведения литературы творческие труженики всегда воображают себе то, как всё это можно было бы осуществить в реальности! И я верю, что всё равно будут такие актёры, которые донесут живое литературное слово искренне, не нарушая образа, заложенного в нём!..



P.S. Фотография Вячеслава Тихонова здесь находится потому что он один из тех актёров был, которые понимают не только то, что я здесь написал, но и намного больше всего этого... Это такие "посланники" из Космоса.
Искренность и Образ
Категория: Обо всём | Просмотров: 1902 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar