творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
28.01.2014 (11:30)
Интервью с оперным певцом К. Душечкиным
Интервью с оперным певцом К. Душечкиным
Немного о современной опере, сценической свободе и настоящем искусстве. На вопросы рецензента отвечает Кирилл Душечкин.

Кирилл Душечкин

В гостях у рецензента артист, тенор Кирилл Душечкин, известный, к сожалению, больше в США, нежели у себя на родине. Сегодня мы вновь обращаемся к этому имени, потому что появились слухи, что после длительного пребывания за границей, этот замечательный вокалист возобновляет артистическую деятельность в России – хочется убедиться в достоверности этой информации.


Рецензент. Кирилл, здравствуйте! Насколько я знаю, в США у вас достаточно активная творческая жизнь, есть поклонники вашего оперного таланта. Им, наверное, грустно было узнать, что вы уезжаете. С чем связано ваше решение вернуться в Россию?
К.Душечкин. Мое возвращение в Россию связано с приятным для меня событием – меня пригласили работать в открывшийся осенью прошлого года Приморский театр оперы и балета во Владивостоке. Это уникальная по своим возможностям театральная площадка, сконструированная с учетом всех требований, выдвигаемых сегодня для постановки современного оперного спектакля. Для артиста работать на такой сцене не просто интересно, это потрясающий шанс почувствовать себя частью захватывающего театрального действа! Говорят, по техническому оснащению здание этого театра является лучшим в России. Не дождусь, когда смогу увидеть все своими глазами! Ну, а то, что касается моих поклонников в той же Калифорнии… судьба оперного артиста такова, что от нас мало что зависит. Я с удовольствием приглашу их на постановки с моим участием во Владивосток! (смеется) И, кстати, то, что я буду работать в Приморском театре оперы и балета, не означает, что я отказываюсь от других выступлений. Конечно, их будет меньше, но, дорогие мои, не переживайте, заявленные на данный момент выступления, я не отменю.

Рецензент. А как руководство театра относится к такому совмещению? Я знаю, сейчас в Сакраменто активно продаются билеты на концерт с вашим участием, город завешан афишами, везде указано ваше имя…
К.Душечкин. Это давняя договоренность… Я дал согласие на участие в концерте еще до поступления в труппу Приморского театра и рад, что руководство театра с пониманием относится к моим прежним обязательствам. Концерт состоится 17 мая в Общественном центральном театре Сакраменто. Заявлена очень интересная программа – будет исполняться сценическая кантата Карла Орфа «Кармина Бурана». Будет записан диск. Кроме меня для участия в записи приглашены Никки Эйнфельд – великолепное лирико-колоратурное сопрано, она потрясающе исполняет партию Маши в «Пиковой даме» Чайковского, и Дан Кемсон – баритон, газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала его сильный голос и необычную исполнительскую манеру. Так что я оказался в хорошей компании. Но скажу, теперь, когда я являюсь солистом оперной труппы Приморского театра, конечно, театр для меня будет на первом месте.

Рецензент. Если говорить о вашей творческой жизни в Калифорнии, в конце прошлого года пресса активно писала о концертах в церкви Св. Игнатия в Сан-Франциско, в которых вы принимали участие…
К.Душечкин. Действительно, это были потрясающие концерты. Исполняли «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Настоящий подарок для города! Храмы обладают не только уникальной акустикой, но и неповторимой атмосферой, в которой совсем по-другому проявляется оперное мастерство. Я исполнил несколько партий. Считается, что «Всенощное бдение» С. Рахманинова достаточно сложное произведение, но у меня было преимущество перед другими исполнителями, ведь я – русский душой! Рахманинов говорил: «Я – русский композитор… единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, это просто выражать то, что у меня на сердце». Я тоже во время выступления старался просто выражать то, что у меня на сердце. И зрители и критики это оценили! Было много положительных отзывов.

Рецензент. Да, было много публикаций. Музыковед Нильс Свикельс в своей статье написал, что ваше исполнение «привнесло подлинную славянскую достоверность». Приятно читать подобные оценки?
К. Душечкин. Конечно! Кстати, программа, о который мы говорим, пользовалась такой популярностью, что был выпущен диск «С. Рахманинов. «Всенощное бдение» с Сан-Франциско Хорал», дирижер Роберт Гири. Я тоже участвовал в его записи, так что можно послушать мое исполнение. Это был мой первый опыт работы с Робертом Гири, надеюсь, не последний (смеется), но он воистину гениальный дирижер, тонко чувствующий артиста. От дирижера очень многое зависит. Помню, какое колоссальное удовольствие я получал от работы с выдающимся дирижером Валерием Гергиевым в начале своей оперной карьеры. Это был неоценимый опыт и, честно говоря, с его именем у меня связаны самые важные моменты становления моей творческой личности. Для меня Валерий Гергиев был и остается эталоном русского классического музыкального искусства в мире.

Рецензент. Раз уж наш разговор коснулся Валерия Гергиева… всем известен факт, что в 2006 году вы неожиданно покинули труппу Мариинского театра, художественным руководителем которой он является, и уехали в США. Тогда многие были поражены вашим поступком, много говорили о необдуманности вашего решения, о вашей импульсивности. Все-таки хотелось бы понять, вы человек импульса или разума?
К.Душечкин. Сейчас я могу сказать, что это была глупость моей молодости. Глупость, которую я до сих пор не могу себе простить. Молодой был, горячий! Мне казалось, что я не востребован, что мне не дают петь. Помните, у Маяковского: «Пойду, любовищу мою волоча, / В какой ночи бредовой, недужной / какими Голиафами я зачат - / такой большой и такой ненужный?» Мне все казалось несправедливым. Хотя сегодня, оглядываясь на события тех лет, я понимаю, что был не прав – мне хотелось всего и сразу, а так не бывает. Мне и так давали больше, чем другим. Нужно было понимать это и ценить. Я до сих пор с благоговейностью и благодарностью вспоминаю людей, с которыми работал в театре, в первую очередь, конечно, Валерия Гергиева и Ларису Абисаловну Гергиеву.

Рецензент. Кого вы считаете своими учителями в оперном искусстве?
К.Душечкин. Своим учителем я считаю Грайра Ханеданьяна. Он не просто педагог, он великий мастер, умеющий открывать внутреннюю сущность певца, его голос, артистизм... Я должен сказать, что именно этот человек открыл меня, и благодаря ему и Ларисе Абисаловне Гергиевой я вообще вышел на оперную сцену.

Рецензент. В США вы смогли найти достойных учителей?
К.Душечкин. Да. Я занимался у известных мастеров – у знаменитого тенора Антонио Нагоре, брал уроки у одного из лучших басов мира Малколма Смита, который пел с Франко Корелли и Лучано Паваротти... У меня была определенная сложность – я начинал свою карьеру в опере, как баритон, и переход в тенора дался мне очень трудно. Именно из-за этого долгое время я пел вторые роли. Теперь, после занятий с известным коуч-пианистом Грегори Мейсоном, я почувствовал, что уже могу постепенно переходить на партии героев. Он меня убедил, что я должен петь ведущие партии, и я благодарен ему и за его занятия и за ту уверенность, которую он вселил в меня. Мне всегда везло с учителями – и в России, когда я только начинал свою оперную карьеру, и в США, куда я приехал уже состоявшимся певцом, прошедшим великолепную школу Мариинского театра.

Рецензент. Вы пели в «Золоте Рейна», в «Войне и Мире», в «Носе»... Работали на одной сцене со звездами мировой оперы – Анной Нетребко, Дмитрием Хворостовским, Юрием Марусиным…
К.Душечкин. Я действительно работал с великими мастерами оперной сцены: певцами, дирижерами, музыкантами, режиссерами. Кроме перечисленных Вами и искренне мной почитаемых коллег, я с удовольствием добавлю в Ваш список великого маэстро Валерия Гергиева, бесподобных Георгия Селезнева, Ирину Богачеву, Георгия Заставного, Константина Плужникова, Виктора Черноморцева, Николая Охотникова, потрясающих режиссёров Андрея Кончаловского, он ставил в Мариинке «Войну и мир», Марту Доминго… это супруга Пласидо Доминго. Список очень длинный.

Рецензент. По-другому поставлю вопрос: у вас есть кумиры в профессии?
К.Душечкин. Я очень осторожно отношусь к понятию «кумир», помните – «не сотвори себе кумира»… Но есть ряд людей в нашей профессии, которых я очень уважаю, кого считаю непревзойденными мастерами оперного искусства.

Рецензент. Опера сейчас ищет новые пути развития. Например, опера «Руслан и Людмила» Михаила Глинки в постановке Дмитрия Чернякова на сцене Большого театра. Как вы относитесь к подобным экспериментам?
К.Душечкин. Я не видел этой постановки, поэтому не могу ничего сказать. Сейчас многое поменялось, что-то к лучшему, что-то, к сожалению, к худшему. Но я уверен в двух вещах, первое, мы не должны отказываться от оперных традиций – это великое наследие, которое нам оставили предшественники, и второе, мы не должны стоять на месте, иначе те, кто придет после нас, спросят: «А что вы сделали, что нового вы привнесли в оперное искусство?», и нам нечего будет сказать в свое оправдание. Артист – это такая профессия, в которой необходимо уметь не только творить, но и доверять – доверять композитору, доверять дирижеру, с которым работаешь, доверять режиссеру, художнику по костюмам… доверять партнерам по сцене, доверять зрителю… и еще многим, многим, многим другим. Только тогда рождается сценическая свобода, и можно говорить о настоящем искусстве.

Рецензент. Ваши любимые оперные партии?
К.Душечкин. Я люблю игровые, так называемые характерные партии, в которых можно показать не только вокальные данные, но и развернуться, как актеру. Мне очень близки комические роли – мне кажется, именно в них я могу раскрыться как певец и актер. Я учился актерскому мастерству и оттачивал его в стенах Санкт-Петербургского государственного театра Мюзик-Холл, моим наставником был народный артист РСФСР Илья Яковлевич Рахлин – мудрый, талантливый учитель, которого я до сих пор боготворю. А из оперных партий мне очень импонирует Гришка Кутерьма из «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, но пока это только мечта. Я видел постановку на сцене Мариинки и до сих пор нахожусь под впечатлением.

Рецензент. Говорят, что вы будете работать с известным российским композитором и дирижером Антоном Лубченко. Это правда?
К.Душечкин. Да, и я этому очень рад. Он является художественным руководителем и главным дирижером Приморского театра. К юбилею Победы в Великой Отечественной войне на сцене этого театра Антон Лубченко готовит оригинальную редакцию оперы С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», в которой я предстану перед публикой в роли Кукушкина. В свое время в Мариинском театре я участвовал в концертном исполнении этой оперы и пел партию именно Кукушкина! На фестивале в Роттердаме, помню, была сделана запись, выпущен диск, дирижировал сам маэстро Гергиев… - незабываемые воспоминания! Теперь, благодаря Антону Владимировичу, у меня появилась возможность участвовать в полноценной театральной постановке. Я ему очень благодарен, тем более что мне импонирует его творческий подход, его непредсказуемость, его требовательность. Поэтому я с нетерпением жду времени, когда выйду на сцену Приморского театра.

Рецензент. Многие певцы с удовольствием продолжили бы свою оперную карьеру в США, а вы вдруг решаете вернуться в Россию, и не в Москву или в Петербург, а в только что открывшийся, никому, по большому счету, неизвестный театр. Вы не боитесь, что вас могут просто не понять?
К.Душечкин. Не боюсь. Это мой сознательный выбор. И здесь большую роль сыграл фактор личности. Антон Лубченко – гениальный дирижёр, музыкант и композитор, обладающий невероятной харизмой. Добиться признания мирового уровня в его возрасте может исключительно одаренный человек, высокий профессионал своего дела, яркая индивидуальность. Конечно, в этом большую роль сыграл и его композиторский талант. Своей музыкой он создает удивительный и, что немаловажно, современный мир, невидимыми нитями связанный с лучшими традициями классической школы. Каждый оперный певец почел бы за честь участвовать в исполнении его произведений. Я не исключение – я очень хочу получить партию в опере Антона Лубченко. Теперь, когда я стал солистом оперной труппы возглавляемого им театра, я очень надеюсь, что моя мечта осуществится. А на счет удаленности театра от признанных столиц оперного искусства скажу просто: сегодня мы живем в такое время, когда стираются стереотипы. Раньше трудно было представить, чтобы такая великолепная театральная площадка, какой является Приморский театр, оснащенная по всем требованиям мировых стандартов, была построена не в Москве или в Петербурге, а во Владивостоке. Сегодня это свершившийся факт. Я уверен, Владивосток благодаря этому станет новой молодой столицей оперного искусства.

Рецензент. Кирилл, рада, что слухи оказались правдивыми, и Вы действительно будете работать в России. Желаю Вам новых ярких ролей, интересных постановок и творческого успеха!

Ну, что ж, на наши вопросы отвечал замечательный артист, певец Кирилл Душечкин.
И в заключении хочется сказать – возвращение на российскую сцену такого артиста, как Кирилл Душечкин, это действительно радостное событие для почитателей оперного искусства.

Наталья В. Васильева

Интервью с оперным певцом К. Душечкиным
Категория: Музыка | Просмотров: 2107 | Источник: Рецензент

Похожие материалы
Всего комментариев: 5

№1 - 28.01.2014 в 17:56 Спам
Очень интересное интервью, Наталья. Надеюсь, вы ещё порадуете нас своими творческими работами.

№2 - 29.01.2014 в 02:51 Спам
Спасибо, POET, очень приятно слышать такую оценку своей работе и добрые пожелания! Общаться с К.Душечкиным оказалось очень легко. Несмотря на свою занятость он выделил полтора часа, чтобы ответить на мои вопросы. Самым трудным было договориться и осуществить техническую часть - скайп-интервью все-таки еще "диковинка" для России, хотя в США - это как само собой разумеющееся. Еще раз - СПАСИБО!!!

№3 - 29.03.2014 в 11:47 Спам
Наталья, давно мы не читали ваших материалов на нашем сайте... Вы порадуете своих сетевых друзей? Черкнёте статейку?

№4 - 29.03.2014 в 15:41 Спам
Спасибо, что не забываете! Напишу с удовольствием! ...Была на премьере "Царской невесты" в Большом театре, полагаю, на следующей неделе выложу материал о своих впечатлениях!

№5 - 29.03.2014 в 15:52 Спам
Конечно! Как можно о вас забыть! Я даже связался с Кириллом Душечкиным во ВКонтакте. Добавили друг друга в друзья. Сейчас он наверное терпит все эти новости с нашего сайта, я представляю себе smile А рецензию вашу жду с большой радостью, потому что всегда очень полезно почитать о том, что происходит в других городах. Впечатления от Большого театра - это чрезвычайно важно в сети, ведь не достаточно комментариев оставляют зрители, сами знаете...
avatar