творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
22.04.2015 (10:27)
Информационная безопасность в условиях культурной инволюции
Информационная безопасность в условиях культурной инволюции

Если говорить об «инволюции» с точки зрения философской, то инволюция – это процесс последовательного схлопывания, отступления от высших форм жизни к низшим формам жизни. Инволюция предшествует эволюции и снова заканчивается сама в себе. Сегодня мы наблюдаем не культурный подъём, а деградацию, мы видим падение нравов и стагнацию, когда всё не просто останавливается в развитии, а, останавливаясь, начинает вырождаться изнутри.

 

Культура человечества, несмотря на качественные техногенные скачки и достижения научной мысли, сегодня пребывает в состоянии инволюции. С одной стороны мы поднялись на новый уровень жизни, начали осваивать атом, стремительно ворвались в мир цифровых иллюзий, с другой стороны – человечество вернулось к своему исходному состоянию, словно не было и не могло быть никакой эволюции, будто машины могут заменить человека. Однако теперь мы понимаем, что человека ничто и никто заменить не сможет.

 

И если существуют литературные памятники, подаёт ещё голос свой литература сегодняшнего дня, то только потому, что человек – венец Божественного Творчества и всё для человека создано и существует на планете Земля.

 

Но где обитает, где находится литература XXI века? Неужели мы можем найти её в книжных магазинах? Может быть, она скрывается в литературных клубах и объединениях? Почему так сложно найти литературу сегодня? Всё это происходит потому, что мы ищем её не там. Литература существует там, где она нужна и для тех, кто в ней нуждается. К сожалению, к моему глубочайшему сожалению, литература теперь существует в телекоммуникационной сети «Интернет», потому что только в этой сетевой среде возможен настоящий литературный процесс, которого никогда не было прежде, который теперь невозможно остановить, и этому процессу нечего противопоставить, кроме, разве что, лично выбора не быть участником глобальной сети, не принимать на веру всю эту кипучую и суетливую современность. Но тогда ты становишься консерватором, который ничего не знает о современной литературе, лишь только некоторые мифы доносятся до его сознания, но и они потом рассеиваются как утренний туман.

 

Бесполезно плакать о том, что книга утратила свой авторитет и былое могущество. Увы, это невосполнимая утрата. Трудно вообразить себе, что может заменить книгу. Она ушла. Суррогаты, которые нам предлагает современная культура – это не книга, это информация. Даже оцифрованная книга имеет совершенно другое значение и практическое применение, другую эффективность, нежели предшествовавший ей бумажный предок. Поэтому мы не можем не учитывать этого факта, мы не имеем права искажать истину и пытаться заставить всех поверить в несуществующий авторитет книги. Авторитет безвозвратно утерян, вернуть его не представляется возможным. Нам нужно учиться жить в новых условиях.

 

И теперь, в этих новых условиях, цифровые носители, накопители и собиратели стали значить гораздо больше, чем прежние домашние библиотеки. Начиная с XXI века человечество шагнуло на новый путь своего развития, и имя этому пути: «цифра». Но это не та математическая цифра, которая существовала уже много-много веков, это совсем другая «цифра», это новые технологии, которые изменили не только наш быт, но и представление о мироустройстве, и, конечно же, литература не могла остаться в стороне, она была втянута в эти новые технологии самой первой. И довольно быстро, буквально за несколько десятилетий мы потеряли литературу, мы получили иную литературу, литературу сегодняшнего дня, которая не связана с книгой, с художественностью, она больше тяготеет к сохранению и передачи информации.

 

Ирония исторического процесса! В тот момент, когда всё стало доступно, когда все библиотеки мира открыли свои хранилища всему миру, когда можно найти даже то, что никогда не пришло бы на ум искать, всё это мало кому нужно. Миллиарды людей не читают и не нуждаются в чтении книг. Люди нуждаются сегодня в информации, потому что «Интернет» открыл для них многие возможности, соединил несоединимое, разрушил рамки вседозволенного, попрал всякую мораль, сделав недоступным нормальное воспитание детей.

 

Очевиден факт. Именно в цифре будет сохраняться информация в XXI веке, именно цифровые технологии – это будущее технического и интеллектуального прогресса. Но идёт ли речь о прогрессе культурном? Мы все видим, что нет, никакого прогресса культура на планете не переживает, напротив, культура в упадке, культура вымирает. И при всём этом всеобщем безразличии и холодном оскале цивилизации информация всё продолжает и продолжает атаковать неокрепшие умы молодых людей. 

 

Чем старше становится человек, тем больше тяжести он может вынести. Если нам, взрослым людям, тяжело выносить информационное давление, которое отовсюду пытается проникнуть в нашу личную жизнь, вытолкнуть наши мысли и переживания и заполнить всё наше бытие только лишь бессмысленным и несвязанным потоком сознания, где что-то появляется и исчезает и нет никакой системы во всём, что происходит в голове, то молодым людям вынести это чрезвычайно тяжело. «Интернет» делает с человеком именно эту метаморфозу, человек становится похож на помойную корзину или мусорное ведро, куда попадает всё подряд, а потом ёмкость опорожняется… и всё повторяется вновь и вновь, вновь и вновь!

 

Поэтому на вопрос о том, существует ли у художественной литературы практическое значение, сейчас можно сказать только одно: всякая литература в условиях культурной инволюции возможна только там, где происходит самое главное, куда устремили свои взоры миллиарды людей: в сети Интернет.

 

Человек, который почувствовал в себе дар писателя, который не мыслит жизнь свою без литературного труда, не будет сегодня писать роман, а потом обивать пороги издательств, чтобы получить какой-нибудь гонорар и ничтожно маленький тираж, чтобы его книгу прочитало как можно меньшее количество людей. Литератору нужны читатели, а не деньги и тираж, никакими деньгами нельзя заставить человека писать. Так что, безнадёжные перспективы и дальше останутся безнадёжными.

 

А что тогда делать? Ответ очевиден и прост: нужно создать сайт и писать на сайте, искать читателя там, где находится читатель, а не там, где его уже мало, а потом и совсем не станет.

 

Понимая всё вышесказанное, я создал в 2007 году сетевой ресурс «Древо поэзии» http://poetree.ru/, который сегодня уже является культурно-просветительским порталом, зарегистрированным СМИ, посвящённым вопросам культуры и искусства. На собственном примере я знаю, что не только художественная, но и какая-либо иная литература, а ещё и поэзия, возможны только в глобальной сети.

 

В условиях культурной инволюции, когда мы вернулись в исходное духовное состояние, почти превратившись в зверей и перестав слышать и понимать друг друга, только «Интернет» может ещё какое-то время быть проводником между литератором и его читателями, которым пока ещё нужно живое литературное слово, которые пока ещё не утратили человеческий облик. Новое поколение, если и читает, то только страницы в сети. Многие сами пытаются писать в социальных сетях, многие снимают видеоролики и тем самым умножают информационные потоки, среди которых чрезвычайно трудно отыскать настоящий литературный алмаз, который не только не стыдно было бы читать самому, но и полезно было бы показать детям.

 

Итак, «сетевая культура» пришла на смену литературе. Современная цивилизация сделала акцент на «информации», далеко оставив позади авторитет художественной литературы. Поэтому, говоря о «правилах обращения» с литературой, мы сегодня говорим не о неких произведениях литературного творчества, существующих за пределами Интернета, ибо их нет, а говорим только об «информации» в самых разных её проявлениях и вариациях. Именно с «информацией» нужно научиться обращаться, а не с литературой, которая теперь не существует вне общего информационного поля, оказывающего на человечество далеко не позитивное воздействие, как уже говорилось выше.

 

А кто работает с «информацией» в этой «сетевой культуре»? Сегодня «сетевая культура» знает несколько субъектов, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют многочисленные группировки по интересам и профессиональному признаку.

 

Рассмотрим субъектов «сетевой культуры» по функциональному признаку.

 

Есть «пользователи», которые приняли сеть и своими многомиллионными усилиями ускоряют её развитие. «Пользователи» считают сеть неким благом или отдушиной, которая, безусловно, многое должна давать, только нужно научиться брать из сети самое полезное. Быть «пользователем» сети может каждый человек планеты, если он купит соответствующее оборудование и будет оплачивать ежемесячно какому-нибудь местному провайдеру выход в глобальную сеть. Месяц за месяцем и год за годом у пользователя постепенно атрофируется мозг, и он становится неспособным воспринимать сложную информацию, потому что в сети он постоянно расслабляет свой мозг и ищет многочисленные развлечения и отвлечения.

 

Другой субъект Интернета ещё более интересен. Его можно назвать «разработчик». «Разработчики» в свою очередь делятся на разные категории и имеют несколько уровней сложности, пожалуй, этим они отличаются от «пользователей», которые никак не подразделяются и не имеют в себе ничего сложного и недоступного. «Разработчики» создают тот самый Интернет, эту вездесущую ныне глобальную сеть, которую мы все очень хорошо теперь знаем. Именно с них всё когда-то и началось! Именно они были пионерами Интернета, одержимыми глашатаями цифровой революции… Но через несколько десятилетий «разработчики» перестали нас удивлять, достигнув своих максимальных возможностей, и теперь «разработчики» превратились в высокооплачиваемый обслуживающий персонал, который находится в состоянии тяжелейшей депрессии и не видит выхода из этого тупика.

 

«Ленивые» – так бы я назвал ещё одну группу субъектов «сетевой культуры». О, это очень многочисленная группировка наших современников, которые отчаянно борются с новыми технологиями и категорически против того, чтобы выходить в сеть. Но время от времени они не выдерживают и любознательность заставляет их находить какой-нибудь контакт с Интернетом, чтобы всё равно быть там, пусть и на малое мгновение, но иметь представление об этом «Интернете»! Они пропускают всё, не пользуются возможностями новых технологий и продолжают писать шариковой ручкой в тетрадке в клетку, ностальгируя по былым временам, когда были видеокассеты, Гагарин полетел в космос и т.д.

 

Многие слышали словосочетание «Гуру Интернета», но мало кто знает, что оно означает. На самом деле, это тоже интересная группировка, которая не перестаёт всех нас радовать своими сногсшибательными платными курсами, обещающими ответить на все каверзные вопросы за пару часов. Лет десять назад в сети можно было пускать пыль в глаза без особого труда. «Гуру Интернета» лопатами выгребали деньги из карманов «пользователей», стремящихся получить знания не в вузах нашей страны, а слушая все эти бесконечные платные курсы, которые, конечно же, ничему никогда не учили и не научат, но вот создать эффект якобы «обучения» все эти авторы курсов могут почти гениально!

 

Ну и, в завершении этого краткого обзора субъектов «сетевой культуры» я не могу обойти стороной самых главных её участников. Речь идёт о «школьниках». 

 

Если сказать по справедливости, то наличие «школьников» в сети среди безразличных и циничных диких «пользователей», меж зорких «разработчиков» и беспощадных «Гуру Интернета» невозможно, но они в сети присутствуют на равных правах со взрослыми людьми. Порой, ты даже не знаешь о том, что в данный момент общаешься с 11 летним малышом, который, правда, уже более-менее знает английский язык и давным-давно изучил всю школьную программу, ещё на прошлых каникулах! «Школьники» изучают в сети то, что понять не в состоянии… Что постигает их юный мозг? Какие психические мутации происходят с нашими детьми? Это вопросы без ответов. Но на эти вопросы нужно пытаться ответить, потому что за этими вопросами скрывается самая главная суть философии Интернета и природы «сетевой культуры».

 

Именно «школьники» являются активными субъектами «сетевой культуры». Несмотря на свою малочисленность, по сравнению со всем многомиллионным отрядом «пользователей», «школьники» умудряются постоянно выходить на самые первые позиции во всех известных социальных сетях, именно их мы видим, публикующими свои фотографии и обрывки несвязанных безграмотных фраз, именно они пополняют ряды зорко выссматривающих бандитов, которые среди этой молодой группы ищут своих новых адептов и последователей философии бескомпромиссного зла. Увы, самые активные субъекты «сетевой культуры» оказываются самыми незащищёнными. И именно ради «школьников» мы сегодня говорим о том, что необходимо формировать методики, защищающие от разрушающего личности молодых людей информационного потока, который их сознание не может ни принять, ни отвергнуть.

 

Кстати говоря, именно «школьников» интересует «сетевая культура», именно они наиболее всего верят в перспективу развития этой парадоксальной новой деятельности людей. Общение в социальных сетях, новые формы взаимодействия друг с другом, виртуальные игры самых разных уровней сложности – это не просто затягивает «школьников», это становится их второй реальностью, новым домом и подменяет семью, низлагая авторитет родителей. Инволюция родительского авторитета – вот последствия взаимодействия «школьников» с «сетевой культурой». Всё это не может привести ни к чему доброму, и мы знаем много примеров, когда подростки становятся агрессивными во многом из-за того, что всю жизнь свою проводят в сети.

 

И, разумеется, никто ничего среди «школьников» не читает. Интернет содержит краткие изложения всех произведений художественной литературы, существует огромный выбор программ, которые могут расшифровывать текст и озвучивать его мужским или женским голосом. Эта недолитература и антиаудиокниги - безусловный вред… Мы это видим, мы обо всём об этом знаем, но молчим!

 

Что и говорить о повышении профессиональной квалификации всех субъектов «сетевой культуры», которые сегодня вкратце были представлены в этой статье! Россия столкнулась лицом к лицу с нехваткой специалистов, обладающих в сложившихся условиях необходимыми компетенциями и знаниями. Всё, что имело значение ещё каких-то 5-10 лет назад, в нынешних условиях обесценилось и превратилось в некомпетентные навыки и умения, которые теперь никому не нужны. Если не учитывать существования «сетевой культуры», если не учавствовать в её развитии и становлении, то значит не жить в начале XXI века, а находится в веке XX, где не было Интернета и глобальной сети.

 

В связи с тем, что до сих пор ещё не выработан какой-либо внятный образовательный стандарт в вопросах «сетевой культуры», мы находимся в диких условиях выживания, когда каждый делает всё, что ему заблагорассудится и дилетантизм процветает, выдавая себя за профессиональность.

 

Обучение новым методикам работы с информацией в сети осложнено ещё и тем, что сеть постоянно развивается, появляются новые и новые сетевые ресурсы, многие из которых кардинально меняют наше представление о глобальной сети вчерашнего дня. Изменения эти происходят так быстро и стремительно, что мало кто за ними поспевает. В буквальном смысле этого слова, нужно следить за развитием сети еженедельно, чтобы представлять, пусть и приблизительно, что происходит с Интернетом и куда всё движется в данный момент.

 

8 лет назад я был простым «пользователем» сети и даже и предположить себе не мог, что однажды скажу то, что сейчас говорю. На сегодняшний день меня можно совершенно спокойно назвать «разработчиком», поскольку за эти годы я не только создал и продвинул несколько сетевых ресурсов, но ещё и активно влияю на «сетевую культуру» вместе с тысячами  таких же, как и я «разработчиков», которых вы знаете под именем «блогеры».

 

«Блогер» – странное слово. Оно ничего не обозначает. Под понятием «блогер» можно подразумевать кого угодно. Но, являясь до определённого времени этим самым «блогером», я понял, что ты можешь думать, что у тебя есть свой блог и ты являешься блогером, но на самом деле ты просто «пользователь», который никогда не сможет развивать свой блог дальше, сделать из него сетевой ресурс, получать за свою работу финансовое вознаграждение.

 

Существует проблема, которая звучит так: «продвижение информации». Всё дело в том, что довольно сложно продвигать какую-либо информацию в тот момент, когда на тебя сбрасывают миллионы терабайтов информации. Это всё равно, что пытаться марганцовкой покрасить море в красный цвет, понимаете?! Так вот, если «блогеру» или «сетевому журналисту» или «разработчику» или иному какому специалисту удалось всё- таки продвинуть СВОЮ информацию в этом безбрежном эфире информационного потока, то это значит только одно: этот «разработчик» нашёл свою нишу, свою тему, свою сушу, которая ещё не была заполнена водой. Он был первым, или одним из первых, поэтому и смог «продвинуть информацию». Иного варианта в Интернете нет и быть не может, если вы хотите добиться хотя бы минимальных положительных результатов.

 

На примере создания и продвижения таких простых, как оказалось, ресурсов, как: сайт ТЮЗ «Дилижанс» http://tetardiligence.ru/, сайт МАУ ДКИТ http://дкиттольятти.рф/, сайт Поволжского православного института http://pravinst.ru/ я убедился в том, что наиболее просто создать сетевой ресурс, который посвящён чему-то конкретному, например, какой-то организации или учреждению, и, напротив, гораздо сложнее создать ЛИТЕРАТУРНЫЙ сайт, который не привязан ни к чему материальному, где смысл и суть всего – это текст.

 

Фиксация и распространение информации на примере сетевых ресурсов организаций искусств, культуры и образования привела меня к пониманию основного закона «сетевой культуры». Сеть требует фиксации реальности, отражения реальности как в зеркале, в сети нет места литературе… Уничтожив литературу самим фактом своего существования, сеть в себе самой начала борьбу против литературы, потому что ЛИТЕРАТУРНЫЕ сайты не могут быть привязаны ни к чему материальному, они несут слишком сложную для обычного восприятия информацию, что дифференцирует «пользователей»  на тех, кто знает и тех кто вообще не знает и даже отвергает ЛИТЕРАТУРНЫЕ сайты.

 

Всё смешалось. Во всеобщем потоке вседозволенности и свободного волеизъявления сочинителей стало вдруг такое бесчисленное множество, что отыскать среди всего этого многообразия ту самую не существующую ныне современную литературу весьма и весьма непросто.

 

Человечество по-иному теперь относится к «литературе». Теперь мы можем говорить, что в «сетевой культуре» есть место такому явлению, как сбор и размещение информации. Информация фиксируется на компьютерах, планшетах и смартфонах, информация оказывает лидирующее воздействие на современного человека. Как правило, она всегда деструктивна и ничего хорошего в жизнь человека не привносит, если не научиться отличать позитивную информацию от деструктивной, если не ввести в свою жизнь необходимые каждому человеку цензуру и самоконтроль. 

 

Беда ещё и в том, что вышеупомянутые социальные сети, где находятся все наши «школьники» (помните об этом?) разрушают не только самые первые добрые порывы молодых людей, но и сталкивают друг с другом представителей всех возрастов, вероисповеданий и воззрений! Всё это происходит постоянно, ежедневно, ежесекундно! Что и говорить, в этих постоянных столкновениях восприятие информации становится осколочным, рассеивается и улетучивается… Социальные сети стягивают на себя слишком много внимания людей планеты.

 

Если бы существовал некий единый универсальный системный подход в работе с информацией, если бы мы знали, как можно оградить людей от нежелательных последствий, то мы не имели бы такую ужасающую картину… Но как можно создать систему в процессе? Ведь сеть постоянно пребывает в движении, она никогда не останавливается, она всё время развивается и расширяется. А систематизировать можно только то, что пребывает в неподвижном состоянии, то, что можно измерить, оценить и исследовать. Сеть исследованиям поддаётся чрезвычайно сложно, можно сказать, что она почти и не поддаётся каким-либо объективным исследованиям.

 

Вышеупомянутые субъекты «сетевой культуры», которых я обозначил как «Гуру Интернета», достигли и достигают успеха по одной причине: они используют предсказуемые деструктивные инструменты, популярные среди «школьников» и «пользователей». 

 

Ещё одна проблема «сетевой культуры» заключается в том, что не сформированы теоретические и методологические предпосылки для обеспечения информационной безопасности, в которой все мы теперь остро нуждаемся. Если не будет защиты от надвигающейся информационной угрозы в личной жизни одного отдельного человека, то рано или поздно его психика, соматика дадут сбой… Сегодня ничто и никто не предоставляет защиты простому человеку, даже проблема эта не поставлена учёным сообществом, которое тоже одурманено и втянуто в новую реальность «сетевой культуры».

 

Очевиден вывод, что необходимо начать разрабатывать методики в сфере информационной безопасности в современных условиях. Речь идёт не о защите информации, а о защите от информации. Работа с информацией должна стать безопасной для человека, насколько это возможно в нынешних условиях. И работа по сбору и систематизации методик в сфере ИСКУССТВА - первый шаг на пути создания необходимых методик информационной безопасности.

 

И хотелось бы сказать в заключении, что спасает нас в этом скоростном и информационном потоке ИСКУССТВО, которое в своей основе базируется на литературе, текстах, содержании, смыслах; и я убеждён, что искусство, которое базируется на литературе, в условиях культурной инволюции является единственной формой продвижения литературы в XXI веке.

 

Кабилов Андрей Владимирович


Редактор культурно-просветительского портала «Древо поэзии» - http://poetree.ru/ 
Редактор сайта МАУ ДКИТ (г. Тольятти) – http://дкиттольятти.рф/ 
Редактор сайта Поволжского православного института (г. Тольятти) – http://pravinst.ru/ 
Студент-теолог группы Тз-101 Поволжского православного института (г. Тольятти) 
 

Информационная безопасность в условиях культурной инволюции
Категория: Литература | Просмотров: 850 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar