творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
21.01.2013 (16:11)
Где, скажите, песня у современных авторов?
Где, скажите, песня у современных авторов?
Как я уже говорил, из номера в номер в тольяттинском журнале «Город» печатались одни и те же авторы, среди которых сильно выделяется фигура поэта и литературного критика Александра Станиславовича Фанфоры.

Не мудрено, что я за несколько лет хорошо изучил его творчество, поэтому, можно сказать, являюсь самым настоящим читателем этого стихотворца. Он для меня глыба неимоверная: член Союза Российских писателей, литературовед, у него есть официально изданные книги, последняя – в 2011 году, если я не ошибся, хотя это, наверное, не слишком важно, главное – начинка, то, что он, собственно, и создал на благо людям. 

Александру Фанфоре не так много лет, как некоторым местным поэтам, которые уже плохо ориентируются в пространстве: всего-то меньше пятидесяти. Я вообще не понимаю, как понять – поэт в 70-80 лет? Пожалуй, даже если он чем-то и отличился в молодости, от него уже осталось только доброе имя, бренд, но что он на самом деле производит на данный момент – вот актуальный вопрос.

Мне очень неприятно, когда выходит эдакое «ископаемое» и начинает гордиться собой, нудно рассказывать о вещах, интересных только ему. Ему – сожаление от того, что жизнь закончилась, нам – вымученное уважение к «возрасту» и тому, как к этому относятся в обществе. Общество же всегда право, оно главный господь бог, и все должны преклоняться перед «коллективным бессознательным».

Так вот, подберусь к самым стихам Александра Фанфоры. Я от корки до корки прочёл номер 11-й журнала «Город» за 2005 год, где неплохо представлен поэтический репертуар именитого автора. Знаю, его неплохо принимает наша публика, которая, к сожалению, состоит из людей приближённых к элитарному кружку избранных и тех, кто случайно попал на «читку»: какие-нибудь всегда улыбающиеся студенты, сами же друзья-писатели, их «музы» в виде женщин и, конечно же, «председатель» литературной гостиной. 

Я – не именитый автор, у меня среднее школьное образование, но я очень люблю поэзию, я так сказать народ, который решил высказаться по поводу нашей культуры в самых её пенатах малой родины. Поделюсь своим читательским мнением…

Мне показалось, что стихи Александра Фанфоры поют в унисон общего хора тольяттинской поэзии: мысли обычного человека из толпы, но вроде как с высшими знаками отличия. Много «мудрых» мыслей в простой форме. «Твари дрожащие» не поймут, но «право имеющие» обязательно «оценят» элитарность мышления. 

Зажигать барак говорунам.

Речь от века делится на части.

Вот бубню знакомым пацанам

Всё стишки об участи и власти.

Не смотря на то, что поэт Фанфора чувствует себя певцом высокой лиры, он может с грустью воздыхать, что

В стихах сегодня слышен скрежет

Рабочей прозы - всё подряд...

 Жара на рынке розы режет,

И продавщицы гомонят.

Вообще, я заметил (и это характерно не только исконно тольяттинским авторам, но и современной российской эпохе в целом) они хватают маргинальные настроения безверия, пишут о несчастливом быте, и вроде как собираются скоро умирать, но вот «незадача» - приходится как-то жить. Атеистический лейтмотив становится характером стихов, всей поэзии, которая изначально была нечто райским, даже если и упаднической по месту применения. 

Вспомните великого Сергея Есенина, у которого поздние произведения наполнены суицидной тоской, но при всём этом он также трепетно относится к жизни, к любым её проявлениям!.. Или Владимир Высоцкий, что ходил по лезвию политической бритвы, мучился, буквально бежал с радостью жертвы к «плахе с топорами», а пел. Пел!

Где, скажите, песня у современных авторов? 

И, наконец, паронимы -

Похожие, но разные:

Сольёмся как омонимы

В объятья сладострастные!

                                                    (Александр Фанфора, стихотворение «Филологическое»)

Похожесть и стремление к удовольствиям – вот удел тех, кто недоволен жизнью, кто не верит в Божественное спасение. Я реально не понимаю, чему здесь можно научиться полезному с точки зрения жизни. Зачем мне следовать за тем, кто сам не знает, как быть дальше? Поэт Фанфора неврозит:

Наплевать, что в улыбке забвенья

Струйка дыма кривится устами.

Всё на свете - продукты горенья.

И да здравствует бледное пламя.

Как понять – «продукты горенья»? Помимо уничтожения и продуктов распада есть созидание и творчество. Если данные стихи – не творчество, тогда зачем заражать читателя вирусам несогласия с Божественным устройством мира, нам ведь демонизм ни к чему, он отрицает саму форму жизни на земле. 

Мне показалось, что поэзии Фанфоры характерен полнейший пессимизм. Понятно, что поэт – существо ранимое, но не до такой же степени, чтобы всё приходящее (не всегда плохое) осуждать. Александр Станиславович очень боится и ненавидит само бытиё с её пенящимся потоком подводными течениями, которые нужно принимать как данность:

Время-хирурги так лечит: культя остаётся.

Времени сгусток в течение рифмой зовётся.

Родина - время, поэзия - местное время.

Эхом на дне отзывается время в колодце.

Я, читатель стихов Александра Фанформы, не хочу никакую «культю», мне достаточно того, какие фильмы снимаю американцы. Рифма для меня не сгусток крови, а праздник гармонии стихотворного произведения. Родина – для меня не время, а безвременное состояние, я не предатель, я верю в Россию в принципе, как бы не накрашена и не красива она была на данный этап истории. 


Вечность

И уж тем более – поэзия нее может быть «местным временем». Нет пророков в своём отчестве, «местное» – значит человеческое, это преходящее и уходящее, а настоящая поэзия вечна.

«Эхом на дне отзывается время в колодце» – тянет автора глубоко вниз, он не туда ведёт читателя. И хорошо, что «к сожалению» читатели сами такие же бедолаги-местные литераторы, а большинство людей попросту не узнает дополнительного упаднического груза на позвоночник, как бесплатного приложения к рабочим будням, из которых всем хочется бежать в рай.

Александр Тененбаум

Где, скажите, песня у современных авторов?
Категория: Статьи о Тольятти | Просмотров: 1586 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar