творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
05.06.2013 (09:33)
Два стихотворения Сафо Лесбосской
Два стихотворения Сафо Лесбосской
Автором данных стихотворений является великая древнегреческая поэтесса Сафо Лесбосская или просто Сапфо. Кто автор перевода на русский язык, я не помню. По этим стихам можно судить о том, как во времена античности люди относились к своим языческим богам. Они, фактически, не испытывали к ним сильного религиозного чувства. Богам молились, богов, вроде бы боялись, но как-то не особенно истово. 
 
Своих небожителей древние греки и римляне могли просить о чём-то, могли молиться им, а потом свергать и ломать статуи, как будто это были не изваяния богов, а скорее каких-то больших правителей прошлого. 
 
Вот захочу, и буду благоговейно молиться на бюст товарища Сталина, а захочу, сброшу его с постамента и разобью кувалдой. Всё равно он давно умер, поэтому доблестные сотрудники НКВД меня всё равно не схватят. В первом стихотворении поэтесса описывает физиологические подробности любви. 
 
Второе стихотворение – это молитва богине любви Афродите
 
Я иногда думаю, что такое Античность для Европейской цивилизации? Наверное, это детство. В эпоху Гомера, или даже немного раньше, в эпоху существования Крито-Микенской археологической культуры произошло рождение Европы. Тогда мы были грудничками, которые умеют только кушать, спать и кричать, чтобы мать-Природа покормила нас или поменяла пелёнки. Дальше мы растем, и в нашем мозгу просыпается сознание. Возникает литература. Возникает Гомер, Анакреонт, Сафо, позднее Квинт Гораций Флакк и другие древнегреческие и древнеримские авторы. 
 
Это первые шаги европейской цивилизации и европейского искусства. В литературе господствуют синкретические формы. В том числе и в поэзии. Поэзия ещё не особо выделилась из прозы. Поэтому «Илиада» и «Одиссея» нам – современным людям – так сильно напоминают прозу, но по некоторой ритмичности, по сочности метафор мы можем мыслить эти произведения уже, как начало поэзии. Тогда ещё не было рифмы, её не изобрели. Поэтому тогдашняя «поэзия» так напоминает нам прозу. А какие по духу господствуют стихи? Прямолинейные, прямо скажем атеистические. 
 
Люди путаются в образах и понятиях окружающего их мира. То они деревья принимают за прекрасных дриад. То горы считают особыми нимфами. Этими прекрасными и загадочными существами они населяют и другие природные системы и ландшафты. В людях определённо проснулось чувство прекрасного. Появляются речные русалки и морские сирены. Они как бы являются богинями водной стихии. Каждое природное явление выражается в своём божестве. Возникает бог Нептун (Посейдон) полновластный властитель моря. Гефест – властитель гор и кузнец, делающий для богов полезные изделия из железа. Европейцы тогда ещё «глупы». Они не отличают дерева от живого существа, наделяя всю неживую природу разумной душой. Так же и мы в детстве наделяем неживые предметы душой, думая, что игрушечная машинка или авторучка, забытая отцом на рабочем столе после написания годового отчёта, это живое существо. И ему может быть больно. Маленький ребёнок даже к котёнку относится, как к Богу. 
 
Эдвард Берн-Джонс - Плач
 
Дальше человек взрослеет. Он становится юным. В нём просыпается любовь: первая, чистая и прекрасная. 
 
Такую любовь мы можем увидеть в произведениях Петрарки. Европейские народы развиваются дальше и преображаются. Вот сколько их: греки и римляне, италики, кельты, германцы, балты и славяне. Они очень похожи между собой, но в тоже время очень разные. К нам – потомкам славян – ближе всего стояли по родству балты и германцы. И по языку и по культуре, и генетически. Они все рослые, коренастые, блондинистые и голубоглазые. Ну, а женщины? Из них славянки самые красивые. Немки слишком крупные, кельтианки стройны фигурой, но на лицо «мышки». Хороши балтийки. 
 
Средние века – это юность человечества, во всяком случае, юность его европейского ответвления. В умах и сердцах людей появляется мощное религиозное чувство. Европейскую Культуру как бы распирает изнутри сила познания и постижения этого мира. Люди сначала впадают в одну крайность: в истовую религиозность, потом наступает Ренессанс, и люди впадают в другую крайность: запрет на всё религиозное, воспевание разума, обнаженного человеческого тела, воспевание любви. 
 
Идёт время и европейцы напрочь отвергают религию и начинают всё познавать не по средствам веры, а только по средствам разума. Люди повзрослели. Европейцы перестали быть детьми. Подобно всем взрослым людям они всё постигают разумом, опираются в своей жизни на опыт. Возникает капитализм (ведь человечество уже взрослое, а взрослый должен работать!). Семимильными шагами развивается наука. Люди стали прагматиками и атеистами. Они больше не верят в языческих нимф или в христианского триединого Бога. А что же происходит потом? А потом приходит старость… как у всех людей.   
 
Возникновение большевизма в России и нацизма в Германии – это признаки старческого слабоумия – болезни Альцгеймера. Уничтожается истинное искусство, настоящие большие художники уничтожаются тоже. Повсеместно течёт кровь. Борьба коммунизма и фашизма – это кровавая схватка двух монстров, живущих внутри Европейского организма. Это такие могучие драконы-гельминты (один красный, а другой коричневый), которые борются друг с другом не на жизнь, а на смерть.  И вот: один сожрал другого. 
 
Лет на 50 установился мир и покой в одряхлевшем организме старушки Европы. Что же будет дальше? Смерть. Возникновение гомосексуальных течений, феминизма и воинственного потребительства – это признаки агонии. Мозг больной отключился от объективной реальности. Ей начали мерещится какие-то ирреальные, потусторонние образы, которых никогда не было и нет. Так разбитая параличом 95-летняя старуха, брошенная своими детьми и одиноко умирающая в богадельне, впадает окончательно в старческое слабоумие. Она начинает слышать и видеть галлюцинации, перестаёт отличать мужчин от женщин и вообще, никого не узнаёт… Ей осталось не долго… 
 
Она скоро умрёт, а на жилплощади, которую она заблаговременно отписала квартирантам, уже давно живут эти самые совершенно неответственные квартиросъемщики, понаехавшие из Алжира, Туниса, Морокко, из Ливии и даже из Таджикистана и Чечни…  Уж они-то вредоносными галлюцинациями не страдают. У них нет геев и лесбиянок. Они на развалинах некогда европейского дома своей квартирной хозяйки построят новое крепкое здание мечети. И мулла с минарета будет где-нибудь над Парижем, Берлином или Белградом кричать: «Аллах акбар!». А прихожане, сидящие на коленях во время вечернего намаза, будут дружно отвечать: «Воистину, акбар!»…
 
В средствах массовой информации в наше время часто задаётся вопрос: с кем должна быть Россия цивилизационно - с Европой или с Азией? Я думаю: Россия должна быть прежде всего сама с собой, как смартфон iphone, который в скором времени появится на прилавках магазинов всего мира! Это будет большое событие, которого с содроганием сердца ждут не только в США, но и в Китае. Цивилизационно нужно ориентироваться на самих себя.
 
- А причём же здесь стихи Сапфо? – вдруг спросит меня внимательный читатель сайта «Древо Поэзии». 
 
А стихи этой прекрасной молодой поэтессы, ушедшей от нас – своих читателей – так рано (она покончила жизнь самоубийством, бросившись со скалы в море на скалы; причиной её смерти послужила любовь), тут при том, что они навеяли мне мысли, которые я изложил выше. А сами стихи – мастерски написаны! Сафо была талантливейшей поэтессой – это по всему видно!
 
 
Сафо
 
 
*   *   *
 
О, как боги в высоте небесной.
Счастлив тот, кто образ твой прелестный
Видит непрестанно пред собой,
Сладкий звук речей твоих внимает
И в улыбке губ твоих читает,
Как глубоко он любим тобой.
Лишь в уме твой образ пронесётся
Предо мной, и сердце вдруг забьётся,
На устах моих замрут слова,
И язык мой станет нем, как камень,
Пробежит по членам мерный пламень,
Вся в огне кружится голова.
Шум в ушах, туман застелет зренье
И в тревожном трепете волненья
На ногах не в силах я стоять,
Я холодным потом обливаюсь,
Как трава поблекшая склоняюсь,
Гасну, таю, не могу дышать…
 
 
*   *   *
 
Богине Афродите
С высоты многоцветного трона,
Строя хитрые козни в тиши,
Не отвергни молящего стона
Удручённой тоскою души.
О прейди! Ведь и в годы былые, 
На мольбу мою, слух приклоня,
Громовержца чертоги златые
Ты покинуть могла для меня. 
Голубей крепкокрылая стая 
Колесницу твою понесла
И эфира строи рассекая, 
Полетела к земле, как стрела. 
И сияя бессмертной красою,
Вдруг явилась ты мне наяву, 
И спросила, что стало со мною 
И тебя для чего я зову? 
Говорила: «Чего же ты хочешь? 
Иль грустишь без ответа, любя? 
Кто упрямый? О ком ты хлопочешь? 
Кто не ценит, о Сафо, тебя?! 
Пусть сейчас он тобою не занят, 
Он полюбит тебя без ума. 
Пусть дичится – потом не отстанет, 
Ходьбы ты охладела сама». 
О, приди же и нынче, Благая! 
Мою злую кручину рассей 
И желанья мои исполняя, 
Будь союзницей верной моей!
 
 
Павел Иванов-Остославский
 

Иллюстрации: 1. Художник Лоуренс Альма-Тадема - "Сапфо и Алкей" (1881); 2. Художник Эдвард Берн-Джонс - "Плач" (1866)
 
Два стихотворения Сафо Лесбосской
Категория: Литература | Просмотров: 2843 | Источник: ostoslavskij

Похожие материалы
Всего комментариев: 14

№1 - 05.06.2013 в 21:18 Спам
Павел радует нас вот такими интересными и приличными по размеру статьями. Вот это я понимаю - мастер!

№2 - 05.06.2013 в 21:23 Спам
Он что-то молчит в комментариях... Ничего не пишет по поводу твоих материалов... Просто высылает новые, да?

№4 - 06.06.2013 в 01:46 Спам
Я, Андрей, сейчас пишу комментариии действительно редко. Это потому, что мне не понятно, откуда берутся эти странные коды, ведь они же как-то автоматически здесь генерируются. Но, что они означают, я не знаю.

№5 - 06.06.2013 в 10:45 Спам
Ничего страшного. Я их удаляю. У тебя там с браузером какие-то проблемы. Нужно переустановить систему, почистить компьютер. Если хочешь, я тебе одну программу могу дать, с помощью которой можно почистить систему.

№6 - 06.06.2013 в 12:24 Спам
Хорошо. Пришли мне её на мыло. А я тебе только что отправил материал о Фёдоре Тютчеве.

№7 - 06.06.2013 в 12:28 Спам
Да, я переслал письмо Саше. Ты можешь ему напрямую на tenenbaum@inbox.ru слать. Он соредактор "Древа поэзии". Сейчас вышлю тебе на ostoslavskij@yandex.ru программу... А ты можешь выйти на связь во ВКонтакте? Было бы лучше...

№8 - 07.06.2013 в 10:06 Спам
Хорошо. Сейчас я зайду на сайт "В контакте".

№9 - 07.06.2013 в 10:12 Спам
Я уже там.

№10 - 07.06.2013 в 11:27 Спам
Сейчас проверим: будут эти коды или нет...

№12 - 07.06.2013 в 11:29 Спам
Так получилось или нет? Давай лучше в чате... А то мы в комментариях уходим от темы поста и не общаемся о поэзии. А в комментариях желательно вести дискуссию по теме, которая обозначена в материале smile

№3 - 06.06.2013 в 01:43 Спам
Спасибо большое Вам, Александр, за добрые и искренние слова! Они мне очень приятны!

№11 - 07.06.2013 в 11:28 Спам
И снова они - коды эти непонятные... Чиста реестров не помогла. Видно надо Виндовс полностью переустанавливать.

№13 - 07.06.2013 в 11:32 Спам
Ты можешь сейчас в чат зайти? Под часами справа наверху страницы есть блок "Онлайн". Там есть ссылка "Мини-чат". Попробуй там написать сообщение. Во-первых, потому что в комментариях не надо просто так без темы общаться, лучше говорить по существу. А во-вторых, надо проверить не возникает ли и там у тебя такая же ошибка в системе.

№14 - 07.06.2013 в 11:51 Спам
Уже написал.
avatar