творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
13.02.2013 (19:05)
Что такое дом культуры
Что такое дом культуры
Как ни крути, человек не может без мечты. Как ни крути, человек не может без любви, а если может, то он уже не человек.
Человек жив, пока у него есть надежда. Мы на «крайний случай» всегда оставляем себе отдушину, в каких бы тяжёлых условиях не жили.
 
Нельзя упрекнуть женщину, что она, придя домой с работы, после того как наготовила всей семье поесть, перегладила всё бельё и т.п., садится в любимое кресло и смотрит любимый телесериал, даже если он слабый, скучный, бессмысленный, созданный как раз для таких же несчастных женщин.
 
Таким образом, сериал становится не бессмысленным, а у женщины есть её отдушина, в которую она прячется и там, в оазисе, отдыхает. Мужчины отдыхают по-своему. Если женщина заняла кресло, то мужчина любит поваляться всей массой на всегда ворчливом диване, подремать и тоже, возможно, вместе с супругой поглядеть телевизор. Потом они смотрят последние новости, они нервничают, что в мире опять катаклизмы, но надеются на то, что беда пройдёт стороной и «чаша» да минует их.
 

Дом культуры

Человек не может не иметь этот ход в потаённую комнату своей души. Именно там, чувствует он, находится самое главное. Через этот духовный ход мы обращаемся к самому Богу, всё происходит естественно, согласно установленной свыше природе и закону.
 
Но человек слаб, человеку нужна помощь, ему нужны подтверждения Божьего присутствия, ему нужен пастырь, или священник, который бы позвал к Богу, напомнил, что помощь есть, главное не терять веру, ковыряя мозгом материю в поисках мифического Прародителя. 
 
 
Храм Христа Спасителя
 
Поэтому храм – абсолютно законное место для единения Бога и человека. 
 
Человек естественным образом тянется туда, и это лучше, чем любая отдушина у почти отчаявшихся, это состояние души, наподобие того, как дети всю жизнь скучают по своим родителям, иногда звонят им, спрашивая о здоровье, навещают… И когда оказываются рядом, обнимают старушку-мать, папу с грустными обесцветившимися от долгого жизненного пути глазами с вечной газетой в руках, - сердце, когда обнимаешь родителя, всегда наполняется светом, ты чувствуешь любовь, никогда не исчезающую нежность, словно ты до сих пор ползаешь в описанных ползунках по матрацу с задранной вверх головой, ища родные глаза.
 
И вот в советское время церкви разрушили. Не все, конечно, поломали здания. Какие-то оставили, какие-то «приспособили» под новую жизнь. Важно, что начали верить в вождя и партию, религию назвали опиумом, а вместо церквей настроили тысячи… домов культуры.
 
Советские идеологи понимали, что человек не может не ходить в храм, особенно крестьянин, на которого они ставили ставку, которым сделали революцию. Крестьянин испокон веков ходил в церковь, молился, слушал проповедь батюшки, тысячи раз повторял «Господи, воззвах» и «Господи, помилуй».  
 
 
Крестьяне
 
Да, крестьяне были зачастую телесно грязны, жили в простых условиях, в избах, избёнках, единились с природой, можно сказать сливались с ней. 
 
Да, мужики поколачивали баб, а бабы воспринимали это как долженствующее отношение и рожали десятками детей каждая. Детей делали много, это было естественным состоянием, немного животным, но такова была реальность выживаемости.
 
При всей вот этой низости состояния крестьянского сословия, простые люди были намного духовнее и чище душой, чем элитарные дворяне, которые ими владели. Дворяне были чище телом, красиво одевались, душились духами, с детства получали хорошее образование, читали книги (а книга раньше заменяла телевизор и сериал), развлекались, любили балы. Мужчины часто устраивали дуэли и убивали друг дружку. Дворянское сословие было испорчено, бесилось, как говорится, с жиру, молодые люди предавались различным удовольствиям, пили, развратничали. О какой духовности может идти речь?
 
Были и такие дворяне, которые устраивали показуху порядочности. Их псевдорелигиозность «украшала» опять же балы, и они любили какие-то крохи жертвовать крестьянам: кто еду со своего стола, кто монетки, а кто от скуки отменял наказание поркой.
 
Руками интеллигентов-дворян сделали революцию, дав рабам свободу… Рабы освободились, случился «бунт, бессмысленный и беспощадный», но очень логичный. Тот,  кто был первым, стал последним. Дворяне потеряли всю силу и свалили за рубеж. Там спились, снылись и их нисколечко не жалко. 
 
Правда была на стороне бедных трудяг, которые при этом ещё и Богу молились (причём по-настоящему). Правда – это такая бесспорная аксиома, которая выше уверений о значимости, выше любой гордыни и дуэлей, даже выше царей, которые могут быть наместниками Бога на земле. Власть царя не случайна, она от Бога, но как ты ещё с этой властью справишься – вот в чём вопрос.
 
 
Революция 1917 года
 
После революции 1917 года крестьяне получили права. 
 
С тех пор они оставались такими же, как и в былые годы: они вкалывали забесплатно, за идею, за «трудодни», а на верхушке сидели новые дворяне и обжирались. Но чтобы крестьянин не взбунтовался, ему каждый день промывали мозги идеологией, типа «Догнать и перегнать Америку» или «Если ты хороший человек – ешь рыбу хек». «Пятилетки» - это ж была целая эпоха!.. Работяги осваивали целину, поднимали страну и радовались фальшивой свободе.
 
Но человек, в особенности крестьянин, не может не ходить в храм. Пришлось идеологам выпутываться, что-то придумывать. Ведь церкви-то разрушили.
 
Из простой избы-читальни (куда крестьяне ходили после тяжёлого рабочего дня расслабиться), годы спустя, выросли дома культуры. То есть, получается, слово «культура» является синонимом слова «духовность». Представляете, какая ответственность перед людьми была у культурных работников новоявленных советских храмов, которые несли миссию священников и жрецов?
 
Но проблема выявилась не сразу; советское счастье было вымученным, насильственным, и самое страшное, то самое, на чём погорел весь этот режим, – радостное безбожие. У крестьян отняли веру в Бога, поэтому в них проявилось всё плохое и расцвело буйным, как говорится, цветом. В царскую эпоху плохое (битьё баб, воровство и т.п.) сглаживалось устойчивой христианской верой и отмаливанием грехов в церкви. А вера в партию и полубога-вождя были не настолько эффективны и авторитетны, чтобы не пойти в кабак и не нажраться. 
 
Правда, истинная правда уплывала из-под ног. И снова первые становились последними. Крестьяне, которые сделали революцию и получили свободу, стали последними дураками, работая и потихоньку (в течение приблизительно 80 лет) озлабливаясь на хорошо кушающую власть.
 
Как церковь заменили домом культуры, так и вместо усадебного дворянского хозяйства государство стало раздавать «дачи» (от слова «дать»). И это не помогло, не спасло режим. Хотя, дачи были больше «по душе» крестьянам, потому что это всё-таки родная землица, а не совсем понятные дома культуры, в которых номинально что-то такое происходило, но священнодействия не было.
 
По аналогии, думаю, с православной Троицей Отца, Сына и Святого Духа, идеологически упоминались как молитва «Энгельс, Маркс и Ленин»…
 
И вот теперь у нас снова есть церкви, причём сам выбирай, кем стать – можешь и католиком, и протестантом, или в буддизм податься. Но дома культуры как бы остались. Точнее – остались, без «как бы». Ответьте себе, какую роль они играют в жизни россиян? Какой культурой там занимаются? 
 
Александр Тененбаум
 
Что такое дом культуры
Категория: Обо всём | Просмотров: 2838 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar