творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
03.04.2013 (21:04)
Что Айвенго советует Арине
Что Айвенго советует Арине
Не очень мне хотелось писать на следующую тему, но, думаю, время пришло. Тема эта во многом противоречива, она – явление в нашем обществе, и на ней следует заострить внимание. Я не сказал особое, но всё же внимание.
 
Не секрет, что не все имеют талант к слову, не все могут говорить своим оригинальным языком, тем более писать художественные произведения, стихи, даже банальные школьные сочинения. А те, кто имеют, они не молчат, сами слова лезут из них наружу. «Разить словом», управлять людьми с помощью слов, влиять на массы – это очень круто с точки зрения общества. Общество само слушает такую Божью дудку, большинство обывателей по природе своей отличает истинное пение от фальшивого. 
 
Вот поэтому литератором нельзя стать от собственного желания славы и денег. Можно на некоторое время обманывать публику, но настоящим певцом ты никогда не будешь. Слово само не будет даваться, так сказать в руки, при этом можно легко им пораниться и поранить окружающих. Только мастер способен делать правильно, но мало мастеров, всё больше попадаются лжецы, то есть графоманы, мнящие из себя поэто-писателей.
 
Но я хочу коснуться несколько иного явления в нашем обществе. Если говорить о тольяттинских культурных кругах, то есть у нас один человек, кто является выразителем этого явления. От природы имея определённый талант к слову, он этим талантом научился собирать вокруг себя небольшое количество людей. Посмотришь – и вокруг него всё время вьются какие-то человечки. 
 
Именно человечки – они безлики, безмолвны, но всё время следуют за ним, и тратят на него свои деньги (например, наливают), внимательно слушают, заглядывают буквально в рот. Он читает им афоризмы собственного сочинения, ведёт себя не то, как местного розлива Сократ, не то, как шут гороховый, но его авторитет принципиален и очевиден. Ясно, что он может управлять людьми, причём люди не чувствуют никакого дискомфорта.
 
Я много лет наблюдал за этим человеком, когда посещал всякие неформальные литературно-музыкальные тусовки, его зовут – поэт Айвенго. Для друзей (которых несчесть) он Дюша. У него много имён, но не будем углубляться в дебри, лучше коснёмся Айвенго как явления тольяттинской литературы, культуры. К примеру, вот его стихи:
 
 
* * *
простая девушка с села
в лесу барашка родила
за ней идёт нечиста сила
но нет – не вышла сила рылом
воздухоплаватель летит
и девушке цветок дарит
мишук же ей медку подарит
сорока вкусной каши сварит
и солнышко на небесах
пройдётся с месяцем меж звёзд
 
 
Что это? Натуральное издевательство, а не стихи. Тонкое, лукавое, пьяное, но очень привлекательное. Про издевательство над читателем также говорит последняя строчка, которая нахально ни с чем не рифмуется. Это такой узкопрофессиональный поэтический ход, к нему в принципе нельзя формально придраться, но тот, кто поймёт – «оценит». 
 
Дюша – это явление в нашем тольяттинском обществе. Пожалуй, в каждом более или менее большом городе есть подобные свои такие умельцы, охочие привлечь внимание, умеющие шокировать каким-нибудь эдаким перформансом.
 
Бесталанные люди очень доверчивы, они «хавают», что им дают, не сильно разбираясь. 
 
 
Андрей Стеценко
 
Что привлекает, на чём играют одарённые творческие личности, когда хотят поразить толпу? 
 
 
«Наживка» – в нескольких простых темах: юмор, доходящий до сатиры и издевательства (у каждого в меру своей испорченности), тема секса, тема смерти, человеческих нужд, мучений и смысла жизни. 
 
Последняя тема не очень в общем-то популярна и нравится, когда её поднимают (люди боятся «ворошить в себе сложные вопросы, на которые не знают окончательного ответа и от этого обычно начинается в душе паника). Но если не лезть глубоко в душу, а потрепаться о том, например, не одиноки ли мы во вселенной, или на тему потуросторонних сил, или «предсказать» будущее, погадать на руке, картах, кофейной гуще… то бесталанные люди среднестатистически заинтересовываются и «клюют».
 
Ещё Айвенго, как пример:
 
 
* * *
что я советую арине
то не советую марине
а что советую наташе
то не советую аглаше
и не советую дуняше
то что советую параше
 
 
Последнее – «параше» как плевок в лицо читателю, хотя Параша и есть уменьшительно-ласкательное от имени Прасковья, однако же в данном контексте автор неформально матернулся, и его в этом как бы внешне упрекнуть нельзя. 
 
Айвенго (его также от рождения зовут Андреем Стеценко) - очень уважительная персона в тольяттинских неформальных кругах тех, кто не считает себя чистопацанами, кто любит надевать на себя разноцветные тряпки и прокалывать уши, кто пишет стихи, но боится кому-то показать, кто застенчив от природы – и именно это всё наоборот может делать Дюша
 
Он может быть кем хочешь, он свободен и нагл (я не считаю это минусом), всегда потенциален, с виду овечья наружность, но внутри десять литературных волков, которые всегда наготове:
 
 
 * * *
Поэт в России
не то что Поэт на Марсе
как говорил Белинский –
у самого бездарного
и то два-три фаната есть
 
 
И вот такие айвенги, некие остапы бендеры, только в культуре, очень хорошо обосновались в маргинальной среде. По-сути Дюша ничего не делает. Он день на пролёт плюёт в потолок, записывая якобы афоризмы, производя на дураках эффект разрывающейся бомбы (только в мозгу), но сильного при этом ничего такого не создаёт. Как бы с улыбкой и даже с каким-то некоторым уважением я ни относился к поэту Айвенго, но также понимаю, что его «деятельность» ничего положительного развивающего для нынешнего поколения не несёт.
 
Даниил ХармсМеня легко упрекнуть, что можно вот таким манером и Хармса «скинуть с парохода современности». А чего такого? Хармс – на него, что молиться надо? 
 
Ну, юморил, ну,  детские стишки писал, ну, прославился в своё время. В какой-то степени открыл новый стиль сатиры (больше, наверное, издевательства) в поэзии (там много и политики было, за что и поплатился). 
 
Но в то сложное время, такие как он – они противостояли набирающему обороты страшному режиму советский власти. 
 
И время то прошло. 
 
...............................................................................................................
 
 
Поэт Айвенго пишет как вроде бы в том же стиле. Однако скажите, какой смысл уже в другое время действовать старым имвентарём? 
 
Я сам баловался такими стишками в юности, о чём несколько жалею. Эх, студенческая пора, очей очарований! Ставить же ставку на желчные эпиграммы боле не намерен. А Дюша намерен.
 
 
* * *
шёл по городу олень
а все думали – тюлень
 
 
Вот такой вот забавный стишок. Вместо мата. А материться и плевать в читателей – очень плохо. 
 
P.S. Кстати, этот самый поэт Айвенго будет на презентации четвёртого номера альманаха «Графит», которая состоится 7 апреля 2013 года, в 15:00 в Центральной библиотеке им. Татищева (г.Тольятти, б-р Ленина, 10). Он - один из авторов, которых по крупицам собрал у себя в журнале главный редактор Сергей Сумин, который пока ещё не решился опубликовать книги. Время покажет, какой вариант публикации альманаха более лучший.
 
Александр Тененбаум
 
Что Айвенго советует Арине
Категория: Статьи о Тольятти | Просмотров: 1289 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 2

№1 - 10.05.2013 в 14:49 Спам
Надо отдать должное Автору - он остр на язык, умеет, что называется, качественно прочморить (извиняюсь за пролетарскую терминологию - плебейское происхождение, как обычно, подводит). Может быть, присущей Автору остроте не хватает остроумия или минимальной умственной глубины, но для православного литератора и поборника патриотического воспитания молодёжи данная особенность, конечно, является достоинством. Бессодержательность критики, сводимость её к понятиям "мне не нравится", "Баба Яга против", "это козлы из конкурирующей тусовки" - тоже не может быть названа недостатком. Просто особенность избранного жанра "донос неизвестно кому". Немного старомодно, но стильно.

№2 - 11.05.2013 в 11:19 Спам
Такое ощущение, что этот комментарий писан по-пьяни.
avatar