творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
15.06.2015 (14:04)
Человек с большой буквы «К»
Человек с большой буквы «К»

На сегодняшний день в нашем обществе сложилась довольно опасная культурная ситуация. Опасная – прежде всего для нас самих, жителей, - а потом уже и для других «европейцев», азиатов, а там, глядишь, и до Америки рукой подать. Огрубевшее мироощущение после развала СССР (всё-таки какой стресс пережили!) для бывших «совков» и их молодых потомков вылилось в специфическом отношении друг к другу, в котором сквозит больше цинизм, нежели желание помогать и думать о коллективе в целом, а также лень сквозь тяжелые рабочие будни.

 

Действительно, в россиянах заряжено столько негатива в умах, что американские «санкции» нервно курят в сторонке, а цивилизованные европейцы ходят в своей буферной зоне кругами с дрожащими коленками, и все смотрят в нашу сторону: что будет дальше? Ведь негатив российский «выгоден» прежде всего не большинству, которое хочет мира и труда; западное меньшинство «рубит сук» под собой, но это уже из разряда восточных харакири, камикадзе и папарацци. Бог с ними, с убогими! Пусть живут, как им живется, мы же обратим сфокусированные очи на некоторый культурный дискомфорт в нашем отечестве.

 

Если в советском союзе сильна была идея единения под флагом честного труда и социальной справедливости, и во имя её ничего было не жалко, да и люди отдавали себя ради общего блага, глазом не моргнув (таким самосознанием была по-сути и выиграна Великая Отечественная Война), - то сегодня в России людей по культурному содержанию мало что объединяет. Это выражается в том, что люди стали жить сами для себя, в их душах поселилась рыночная экономика и наплевательство к ближнему (до «дальнего» вообще руки не доходят).

 

«Кто виноват?» и «Что делать?» - два извечных русских духовных вопросов «не обломались» на капиталистическом развитии страны, они на самом деле идут из души и в душу русского человека, они отвечают на постулат истинной человечности в каждом из нас. И всё просто: мы стали мерить кусками материальных достоинств жизни, а не стремлением достичь высших духовных ценностей. Ещё раз вспоминая о советских жителях, сделаем акцент, что их духовность выражалась в честном труде и социальной справедливости, в желании каждой человеческой единицы принести максимальную помощь обществу. Представляете себе, если бы во время ВОВ советский летчик в самолете, идущий тараном на вражескую машину, неожиданно подумал в последний момент: зачем я буду умирать ради призрачной победы, лучше я улечу подальше и спрячусь куда-нибудь, катапультируюсь или что-то в этом роде. Подвиг летчика, погибшего в бою – это, прежде всего, духовный поступок, а не героический. Сначала духовный – а потом, для людей как пример, уже героический.

 

Слышу среди людей-обывателей: они ругают тех, у кого, по их мнению,  «есть деньги». Обычные такие разговоры, что, дескать, девяносто процентов в стране «нищих», а десять процентов «жируют» - ворьё, а ещё чиновники душат все отношения между «низами» и «верхами» и т.п. распространённый бред. Почему бред, спросите вы? Да потому что, очень выгодно сидеть на шее у государства и ждать у моря погоды, самим при этом только критически рассуждать, ничего не делать, да и работу в своей сфере зачастую выполнять спустя рукава. И эти призрачные жесткие цифры про девяносто и десять процентов? Надо разобраться, откуда ноги растут…

 

Во-первых, страна наша любимая Россия не умещается в рамках одной и той же заработной платы, количества предприятий и вообще субъективной экономики, как представляется в маргинально-обостренном уме среднестатистического ругателя-«искателя» правды из ничего. Регионы разные, люди разные, чиновники разные, затраты и расходы тоже разные. А если ругатель смотрит всё на Москву, Санкт-Петербург, Казань и Екатеринбург, где бурлят денежные притоки по причине нужной для любого укреплённого пункта централизации, то пускай и поезжает туда и там живет. И в столицах есть свои минусы – та же толкотня, например (сосредоточия всего в одном месте), неведомая завистливому провинциалу, плохая экология и проч., и проч. Кто что выбирает. Если в столицах можно карабкаться вверх и делать успешную карьеру (в провинции тоже это возможно, кстати), то в других просторных местах люди свободно дышат воздухом, созидают и неспешно ткут полотно личностного бытия.

 

Во-вторых, есть такое выражение – «сарафанное радио», не нужно о нем забывать. Ругать сильных мира проще, оставаясь внизу. Ты ничего не достиг, а кто-то смог заработать, стать известным, - ты завидуешь, злишься, и ведать не ведаешь, что большие деньги могут быть честными. И вообще, не обязательно, что ты завидуешь большим деньгам, просто так думаешь, что они большие. Таково усеченное мировоззрение любого агрессивного пролетария. Мы вроде бы уже не в девяностых живем, а всё мерим «братками» и негативом прошлых лет. Вот мы уверены, почему-то, что всё плохо и всё будет ещё хуже, а в успешное будущее страны верить не хотим. Вот оно подорванное культурное здоровье нации, вот где собака зарыта!..

 

Помимо того, что пока плохо работает в стране идея единения россиян, так ещё и сами россияне подрывают собственные основы единения, опять же пилят сук, на котором сидят. Выражается это в простых вещах. В мелочовых разговорах о том, кто прав, кто виноват, «что нам делать», «как всё плохо» и проч., и проч. Мелочевость заключается в том, что не всегда можно понять логику соображений высказываемых, кроме того, что всё в итоге у них плохо (заметьте – у них, они так себя заряжают на сверхзадачу), и дальше после всех разговоров – отсутствие продолжения в виде полезных действий, да и неполезных действий тоже как таковых нет.

 

А ещё подрывают свои собственные нравственные (культурные) основы наши жители самовнушением на почве псевдопатриотизма, который можно назвать «обыкновенным фашизмом». Вот пример.

 

Сидят в одном месте во время обеденного перерыва (я сам слышал-видел, хорошо знаю этих людей) трое мужчин, они трудятся на промышленном предприятии простыми рабочими. Сидят, значит, только что поели, беседуют. Один из них – мужчина пятидесяти пяти лет, говорит, что особенно возмущен своей маленькой зарплатой, «ворьем в стране», олигархами, продажными чиновниками. Заканчивает он свою нехитрую речь так: «Это всё американцы виноваты, немцы и поляки». «Причем здесь немцы и поляки?» - Спрашивает другой мужчина, лет пятидесяти, обрусевший немец, который ни разу в жизни не был на своей исторической родине, но вот его за живое взяло высказывание первого мужчины. И слышит ответ: «Меркель эта перед Обамой на цырлах ходит – что, не знаешь что ли? А поляки из-за яблок своих на нас взъелись». «Причем здесь Меркель и остальное население ФРГ, а яблоки ты сюда вообще не к месту приплел, всё обобщил, чушь порешь, наивный ты человек!» - Отвечает немец.

 

Слово «наивный» задевает уже за живое первого, он сразу бледнеет, потом краснеет и начинает орать, что он не наивный, у него у самого есть голова на плечах и «ты сам не понимаешь, что русских сегодня притесняют все кому не лень, ты не понимаешь – ты сам нерусский!». Мимо проходил парень (кстати, по национальности белорус), он останавливается и говорит ему: «Так у тебя батя украинец – какой ты русский? Вообще молчал бы лучше…» (Чувствуете бредятину? – Примечание автора).

 

«Ну и что, что у меня батя украинец, родился-то я на Урале! Причем здесь мой батя? Здесь моя родина! А ты вообще, молокосос, вали отсюда!..» - Заорал «наивный» мужчина и позеленел лицом. «Я тебе за молокососа сейчас в стену припечатаю и в Киев свой поедешь жить!!» - Отвечает смелый юнец. «Почему он «мой»?! Я ж тебе сказал, я родился на Урале!». «Вот и на Урал свой вали!» (Нормальный разговор? – Примечание автора).

 

Повезло, что кончился обед, нужно было идти работать, никто никого в стену не припечатал. Пока полуукраинец, немец и примкнувший к ним белорус выясняли, кто виноват и что им, бедолагам, делать, сидевший тут же ещё один мужчина отчаянно думал, что Россия и состоит из различных национальностей и культур, это было испокон веков, но если россияне передерутся, выясняя, кто из них главнее и правдивее, то «американцы» уж точно этому обрадуются.

 

Помимо различных национальных субкультур, есть ещё – точнее она должна быть словно монолит хорошего тона и дружественных отношений между людьми – культура российского жизнеустройства, когда человек не просто полуживотное с возможностью трепаться на родном языке и осуждать всех, кроме себя, - а когда человек – это личность, достойный элемент большого общества «не дураков, а гениев» (ну так хотелось бы, чтобы было в идеале). Для начала нужно перестать ругаться, ругать среду обитания, и не лучше ли будет заглянуть в самого себя и понять, чем я могу быть полезен обществу, кто я такой есть, чего достоин – и начать работать над собой, с тихим достоинством действительно Человека с большой буквы «К».

 

Александр Тененбаум

 

Человек с большой буквы «К»
Категория: Общество и власть | Просмотров: 1796 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar