творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
18.05.2013 (08:21)
Человек и литературный процесс
Человек и литературный процесс
Пункт 3. Человек вне литературного процесса

Итак, мы поговорили о человеке и литературном процессе. В заключении основной мысли хочется напомнить, чем кончается человек, если он отрекается от возможности нормального функционирования в обществе, нормального развития речи, не желает знакомиться с памятниками духовной ценности, не читает, не рассуждает, не пытается плыть в кипучем потоке времени, но ищет путь в никуда. Что такое путь в никуда?

Это такое состояние, не схожее с тем, когда человек решил удалиться от общества ради того, чтобы посвятить свой остаток жизни Богу. 

«Традиционный» отшельник молится, постится, не удовлетворяет свои чувства, его привлекает существование в духе, а материальные блага его больше не интересуют. Единение с Создателем — вот великая суть поступка отшельника, способ очиститься от прижизненной скверны, греха, что сопутствовали ему, когда он находился в обществе.

Нужно правильно различать категории: общество с одной стороны, конечно же, греховно по своей консистенции, которая идёт от древнего законсервирования поколений, когда от отца к сыну передаётся низко духовный образ жизни, процветает невежество (люди довольствуются информацией «по верхам», слухами и наветами, мнением большинства и т. п.). С другой стороны, общество всё же находится в глобальном литературном процессе, таким образом – более или менее развивается. 

А вот категория «ухода от мира» выглядит следующим образом и самая опасная по качеству. Ведь качество, если ты просто маргинал, разнится с другим состоянием: когда ты попал один на один с искусителем (злом).

Трудность всех отшельников, что решили посвятить себя Богу, заключается именно в этом: не слушая вкрадчивый голос (в виде импульсов-мыслей в голове) лукавого, обратиться с молитвой к Создателю. Лукавый — вот он, рядышком так и бродит, и самое ужасное, он «работает» через самого человека, используя силу человеческого воображения, человеческой фантазии, всех возможных вариантов обмана. Получается, ты обманываешь сам себя с подначивания зла. Это вот такой опасный момент, таящий в себе невероятные опасности: человек, вроде молящийся и посвятивший себя Богу, становится гордым, злым,  самокопающимся; постепенно он просто сходит с ума, а люди, заслышавшие о его «подвигах» над плотью, начинают поговаривать, что он чуть ли не святой.

Человек вне литературного процесса — не отшельник в полном смысле этого слова. Он легко живёт в обществе, точнее сосуществует с другими двуногоподобными. Внешне он спокоен, молчалив, хмур, сплетни и беседы его не интересуют, телевизор он не смотрит, песен не слушает, на  праздниках не появляется, никого ни с чем не поздравляет, книжек не читает, не молится, не рассуждает о том, что видит вокруг, слышит, люди его также не интересуют, а только раздражают, как летающие рядышком мухи. Для него человеческая жизнь ничего не значит, любые правила и понятия тоже... Так чем же он живёт?

Отсутствие нормального течения мысли связано с некой поломкой в голове. Если бы человек был в литературном процессе, то он бы улавливал какие-то подходящие ему тенденции. Но однажды человек отрекается от процесса вследствие протеста против общества. Ненависть к обществу не случайна, она рождается ещё в детстве, когда «вдруг» начинаешь видеть несправедливые поступки людей в обществе и невозможность этого общества защитить слабых. Но не все идут по пути протеста: можно понимать, как всё нечестно обстоит у порядочных и чистоплотных, притом не пытаться их осуждать, дать злу поглотить себя самоё. Зло, как змея, жалит себя в пяту...

Человек вне литературного процесса прошёл большой путь самоотречения, прежде чем духовно умер. Очень хорошо показаны выразительные образы в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Все основные герои — начиная Маниловым и кончая самим Чичиковым — люди вне литературного процесса (хотя изначально образованные, из высшего света). Конечно, они что-то там говорят, как-то себя ведут, но их действия очень напоминают дёрганье кукол, которыми руководят невидимые руки. А иногда появляется ощущение, что они запрограммированы особым кодом самоуничтожения и уже не принадлежат ни себе, ни «невидимым рукам».


Дворец Алексея Михайловича

Литература охватывает всё сферы общества

Дело не в конкретном даже применении «литер» на бумаге, в сети Интернет, в наскальной живописи и чём-то ещё. Материальные нормированные значки, означающие в определённой последовательности слова, словосочетания, фразы, предложения и тексты, - это внешнее проявление духовной нагрузки Божественной Вселенной, Божественной сути, чего хочет от нас Бог и каков общий процесс эволюции, в который втянуты по умолчанию все люди, которые оказывают друг на друга взаимовлияние.

Создание литературных произведений (начиная школьными сочинениями и заканчивая романами, сценариями и речью президента) -  это естественная потребность человечества, и таким образом являющаяся лейтмотивом взаимоотношений людей. Литературный процесс — это нечто очень земное, что включает в себя множество элементов значения. Быть вне его — большое преступление и деградация. Плохо и то, что развитие внутри литературного процесса сегодня идёт очень замедленно. Бездарные маргиналы не хотят узнать больше, талантливые люди слишком возгордились и впали в сумасбродство, большинство погрязло в искушениях и не пытается выбраться из этого засасывающего болота. Поэтому появляется мало сильных литературных продуктов, всё движется как-то по-черепашьи, тормознуто и подчас бессмысленно. 

Но это — именно мой субъективный взгляд. Ведь о значении происходящего видно будет нашим потомкам. А великий и таинственный литературный процесс течёт себе по волнам, мир ожидает спасения.

Александр Тененбаум



Иллюстрации:  1. Древняя икона "Кирилл и Мефодий";  2. Дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском (С гравюры XVIII века)



Пункт 2. читайте здесь

Пункт 1. читайте здесь


Человек и литературный процесс
Категория: Литература | Просмотров: 1299 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 17

№1 - 18.05.2013 в 14:54 Спам
О "литературный процессе" говорят многие, но что это такое? Это литературный эволюционизм? Это путь писателя или его сознания в литературе?

№2 - 18.05.2013 в 14:56 Спам
Мне казалось, я предельно просто ответил на этот  вопрос всей статьёй. Видно, что вы её не читали.

№3 - 18.05.2013 в 15:00 Спам
Саша, я думаю Михаил просто сказал своё мнение. Тебе как автору статьи было бы удобнее говорить о её содержании, но увы, в сети не принято вести предметные дискуссии. В основном люди просто общаются, высказывают своё мнение.

№4 - 18.05.2013 в 15:02 Спам
Андрей, это один из фанатов.

№5 - 18.05.2013 в 15:03 Спам
Фанатов чего?

№6 - 18.05.2013 в 15:05 Спам
Просто болезнь есть такая - фанатизм, духовная. И кстати, странный он всё-таки вопрос задал, я ведь много отвечал на него в статье. Видно, видно, что он одним краем глаза пронёсся по "скучным" листам и сделал вид, что задал вопрос.

№7 - 18.05.2013 в 15:06 Спам
Я всё-таки не понял про какого фаната ты говоришь. Это как-то связано с футболом?

№8 - 18.05.2013 в 15:07 Спам
Да, и с хоккеем тоже.

№9 - 18.05.2013 в 15:08 Спам
Подожди... не понял... Ты меня запутал! Какие ещё фанаты? Ты про что? Объяснишь?

№10 - 18.05.2013 в 15:09 Спам
Всё смешалось - и кони, и люди, и дом Облонских смешался.

№11 - 18.05.2013 в 15:10 Спам
Ты дальше пошёл всё запутывать... В итоге мы ушли от темы нашей дискуссии.

№12 - 18.05.2013 в 15:12 Спам
Ты ж отлично понимаешь, о чём я. Или мне нужно для читателей пояснить?

№13 - 18.05.2013 в 15:14 Спам
Поясни. Я сейчас такой же читатель, как и ты.

№14 - 18.05.2013 в 15:17 Спам
Такой же. Хорошо, скажу. Этот Михаил Солодилов тусовался раньше в компании так называемых фанатов тебя на некоторых сайтах. "Фанаты" эти, если ты уже начал подзабывать, обливали грязью тебя, меня, наш журнал, товарища Сумина и других, дружественных нам товарищей.

№15 - 18.05.2013 в 15:19 Спам
Обида в тебе не померкла, товарищ?

№16 - 18.05.2013 в 15:24 Спам
Дело не в обиде, а в вопросе, который он задал, явно не читая статьи.
avatar