творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
08.04.2014 (10:16)
Царская невеста снова в Большом!
Царская невеста снова в Большом!

Большой театр в текущем театральном сезоне порадовал поклонников оперного искусства долгожданной премьерой – 22 февраля на основной сцене зрителям была представлена новая редакция оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». За дирижёрским пультом стоял сам Геннадий Рождественский – гордость русской музыкальной культуры. Зал бурными овациями приветствовал великого дирижёра и музыканта.

Сюжет, который лёг в основу оперы, – одноимённая драма Льва Мея – не претендует на историческую достоверность, но рисует яркие характеры, проявляющиеся в непреодолимых в своём драматизме обстоятельствах. Поразительная по точности и наполненности актёрская игра передаёт накал страстей, бушующих в этом необъятном пространстве любви, предательства и обречённости, созданном на сцене режиссёром Юлией Певзнер. Потрясающие актёрские работы Александра Науменко, представшего в образе купца Собакина, Станислава Мостового, исполнившего роль царского лекаря Бомелия, Ирины Боженко, передавшей весь трагизм бытия Марфы, не оставили зрителей равнодушными. Особо хочется отметить великолепное воплощение образа опричника Грязного Александром Красновым – в его исполнении соединились шикарные вокальные данные, точная актёрская подача и абсолютная вера в предлагаемые обстоятельства – зал, затаив дыхание, ловил каждую его ноту, следил за каждым его жестом. Домна Сабурова в исполнении Ирины Рубцовой предстала истинным воплощением русской боярыни – величавая, гордая, своенравная. В постановке очень яркими и самобытными получились женские образы: невинная в своих чувствах Марфа (Ирина Боженко), сгорающая от ревности Любаша (Светлана Шилова), кокетливая и знающая себе цену Дуняша (Александра Чухина)… – каждая по-своему хороша и притягательна, каждая – характерный тип русской женщины, легко узнаваемый и сегодня.

Нельзя не отметить режиссёрскую работу Юлии Певзнер. Постановку оперы «Царская невеста», без сомнения, можно назвать очередной удачей режиссёра. Здесь прекрасно показаны и разгульная жизнь опричников, и благочестивый уклад боярского мира, и славянская обрядовость... Всё это создаёт в зрительском восприятии яркое историческое полотно эпохи Ивана Грозного.

Очень интересно решён финал увертюры – режиссёром сразу задаётся определённая атмосфера, идущая контрапунктом основному конфликту. Зрителю раскрываются потаённые мечты опричника Грязного о красавице Марфе, в его видении она предстаёт беззаботно качающейся на качелях, и музыка Римского-Корсакова передаёт нам основные дух того времени – предчувствие надвигающихся трагических событий и светлый образ девы, как символ древнего русского уклада, которая падёт невинной жертвой чьих-то корыстных замыслов и порочных страстей. Особенностью увертюры, написанной Римским-Корсаковым, является то, что заявленные в ней темы не выходят за её пределы, хотя обычно принято, чтобы главные музыкальные образы, представленные в увертюре, затем находили своё отражение в опере. Режиссёр Юлия Певзнер перенесла эту функцию узнаваемости материала, заявленного в увертюре, в последующем действе с музыкального образа на сценический – качели. Именно на качелях зритель впервые видит Марфу – в грёзах Грязного, именно на качелях предстаёт перед нами Марфа в Александровской слободе, мечтающая о счастье, именно там, у качелей, её заприметит Иван Грозный, что определит её дальнейшую судьбу, именно к качелям оголтелые опричники приволокут несчастного, чтобы повесить, демонстрируя тем самым свою силу, власть и безнаказанность. Великолепная режиссёрская находка и замечательное воплощение!

III и IV действия оперы смотрелись на одном дыхании. Учитывая, что последняя сцена III действия, когда все, находящиеся на сцене, пали ниц перед будущей царицей Марфой, вызвала бурю эмоций в зале, и, казалось, ничего более сильного быть не может, IV действие получилось ещё более мощным благодаря правильно поставленной и точно реализованной режиссерской задаче, выраженной во внутреннем действии, объединившем всех находящихся на сцене – от ведущих актёров до статистов. Человеческие чувства, которыми жили персонажи, выплеснулись наружу, и тема вдруг вырвалась за рамки личных переживаний и стала совершенно явственным этапом русской истории.
 

Наталья В. Васильева

 


Другие статьи автора:
Интервью с оперным певцом К. Душечкиным
 

 

Царская невеста снова в Большом!
Категория: Театр | Просмотров: 1287 | Источник: Рецензент

Похожие материалы
Всего комментариев: 1

№1 - 09.04.2014 в 10:38 Спам
Надо сходить. Наталья, очень заинтересовал ваш отзыв, спасибо большое!
avatar