творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
19.03.2012 (12:35)
Босая Алёнушка прошла к нам сквозь века
Босая Алёнушка прошла к нам сквозь века
Одной из известнейших русских сказок – хитом всех времён – является сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Признаюсь, с детства начитавшись досыта подобного фольклора, уже в юности пришёл к выводу, что в сказках (и в русских тоже) очень много безнадёжной «темноты» в плане знания, поучения и просвещения. И много жестокости, проявления агрессии. Вообще, на мой взгляд, большое количество народных сказок нужно запретить читать детям.

Взять ту же известную историю про сестёр одноглазку, двухглазку, трёхглазку, их злую мать, чудесную коровушку и девочку-сиротинушку. Сколько издевательств претерпела бедная сиротка, а корову в итоге всё равно съели. Я читал в детстве и плакал!
 

 
Несмотря на это, многочисленные известные и неизвестные русские художники писали свои картины на основе подобных народных баек. У Виктора Васнецова, к примеру, есть знаменитая картина «Алёнушка»

 

 
Мама мне в детстве как-то показала её (я ходил в художественную школу, учился рисовать и даже брал индивидуальные занятия у учителя). Мы с мамой часто рассматривали картины русских художников. Естественно, это были репродукции, мы ж не могли тогда поехать в Москву, в Государственную Третьяковскую галерею, или в Санкт-Петербург, в Эрмитаж - родители были бедные провинциалы). Увидев "Алёнушку", я долго всматривался в мрачные старинные тона. Алёнушка мне показалась такой грязной, несчастной и печальной!.. Я и не представлял, читая сказку про неё, что она такая.
 


Картина, не буду скрывать, не понравилась, хотя уже тогда восхищался творчеством обоих братьев Васнецовых.

И только спустя годы я узнал, что изначально полотно называлось «Дурочка Алёнушка». А слово «дурочка» в те далёкие васнецовские времена означало также и «сирота», «юродивая», «блаженная». То есть Васнецов, оттолкнувшись от сказочного образа ищущей девочки своего братца Иванушку, нарисовал юродивую того времени, как фотографию, дошедшую до нас. Ведь любой большой художник это, прежде всего, летописец, который в своих произведениях делает слепок людей и событий, живущих вокруг него.

Образ Алёнушки не одну сотню лет волновал творческих людей. Вот и в XX-м веке известный советский поэт Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971) не удержался и написал стихотворение. Вот оно:

 

 

 

Алёнушка

Пруд заглохший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит.
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветёт дурман-цветком багульник
Рядом, у заглохшего пруда.

Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.

 


Вот пример логичного развития культурных процессов, преемственность времён, когда из мрачной печальной сказки через картину Виктора Васнецова мы получили ещё и поэтический образ вообщем-то неплохой уже такой девчонки Алёнушки.


Александр Тененбаум
 
Босая Алёнушка прошла к нам сквозь века
Категория: Изобразительное искусство | Просмотров: 11707 | Источник: poet

Похожие материалы
Всего комментариев: 2

№1 - 19.03.2012 в 15:04 Спам
Александр, у вас довольно интересный взгляд на русские народные сказки, но позволю себе не согласиться с вами. Несправедливость, показанная во многих сказках, призвана разбудить в маленьком человечке чувство сострадания к угнетаемым. Вы же плакали. Вам было жалко бедную девочку-сиротку. Значит, сказка пробудила в вашем детском сердечке новое светлое чувство - любовь к ближнему и дальнему.

№2 - 15.04.2012 в 13:51 Спам
и вобщето тут надо не проэто crackegg eek fear fear fool fool fool fool fool fool fool fool fool fool fool fool fool fool fool gossip gossip gossip gossip gossip gunsmilie meeting dry
avatar