В данном стихотворении Роберт Рождественский талантливо описывает таланта, простите за каламбур. Истинный поэт и вообще художник – это глашатай Бога. Он провозглашает среди людей его божественные непреходящие святыни. Истинный поэт учит людей красоте, благородству, гуманизму, всепрощению и священной мести, которой достоин всякий подлец и мерзавец. Ну, а бывает ли талант от Дьявола? Бывает. Об этом тоже пишет автор.
Бывали ли примеры в истории человечества, когда талантливые художники ставили себя на службу Сатане? И такое бывало. Нам известны очень способные литераторы, которые за хорошую квартиру и спецпаёк забывали Бога и продавались Люциферу. Например, Владимир Маяковский, Максим Горький или Демьян Бедный. Хотя, последний – малоспособный весьма… Гениальный литератор Иван Алексеевич Бунин называл Горького «гадиной» и подчёркивал, что «великий пролетарский писатель» закрывал глаза на строительство политзаключёнными Беломорканала…
Но ведь в данной стройке участвовали в основном пролетарии (дворян, священников и купцов к этому времени уже давно уничтожили!), значит, получается, Горький оправдывал рабскую каторгу и уничтожение самих же пролетариев победивших в гражданской войне? Ну, это тогда получается уже какой-то анти-пролетарский писатель, а не пролетарский…
Конечно, мы знаем поэтов служащих Дьяволу и более мелкого масштаба. Их живёт очень много сейчас в наших городах: бездарных, но наглых и пробивных. И ведь откуда они берутся? Плохие крестьяне, у которых не получается выращивать хлеб и прочую сельскохозяйственно ценную продукцию, идут в города. Но, если бы они были успешными фермерами, разве они пошли бы в город в поисках уютных университетских или министерских кабинетов? Нет! И тысячу раз нет! Только бездарные крестьяне мнят себя гениальными академиками! Талантливые крестьяне работают на полях и зарабатывают неплохую копеечку!
Они, попав в город, поначалу отбирают у горожан самые малопристижные рабочие места. Они становятся дворниками, рабочими. Но многие переселяются в город в качестве студентов различных вузов. Окончив институт или университет, они у нас – коренных горожан – отнимают рабочие места. Поскольку эти крестьяне всегда хитрее и подлее любого горожанина, они с лёгкостью устраиваются на хорошее местечко. Благо, моральные принципы их совершенно не отягощают…
Те, кто не смог в селе стать достойным кормильцем народа – землепашцем – становятся в городах «профессорами», «академиками» и даже «министрами». Крестьяне не хотят довольствоваться ролью офисного планктона – им подавай всё и сразу! Огромная беда Малороссии состоит в слишком большом количестве образованцев, которые «академиев» кончали… А кто же будет за них хлеб растить: Пушкин? Нет, наш литературный отец Александр Сергеевич не будет! И правильно сделает! Сельхозпроизводством должны заниматься крестьяне, а не гениальные поэты!
Вот тем образованцы и отличаются от интеллигентов, что они получают знания, но не получают нравственные убеждения. У образованцев нет нравственных стопоров их поступков. И это не удивительно. Им матери не говорили, что так поступать некрасиво, неправильно, подло. В своём подавляющем большинстве эти люди выросли без окультуривающих влияний: как сорная трава в поле… Они даже не аморальны – они внеморальны… И ведь что характерно: удрав из села и переехав в город, крестьяне в Малороссии часто остаются политически слепыми.
Они начинают примыкать к тем политическим партиям, которые являются злейшими врагами простых людей. Я имею ввиду партии бандеровско-фашистско-американской направленности. В нашей республике лютыми ненавистниками чёрного люда являются как раз те политические силы, которые якобы самые демократичные и народолюбивые. Самые украинофильские партии – это как раз те партии, которые уничтожили и разворовали Украину за последние 25 лет. Они очень любят украинский народ… особенно с хренком и чесночком… Вот такая у них к людям чисто «гастрономическая» любовь! Чем больше на словах любишь людей, тем больше своими делами их уничтожаешь. Вот такой фашистский принцип. И делается это всё по указке Госдепа США.
Роберт Рождественнский
* * *
Все говорят: "Его талант - от бога!"
А ежели - от черта? Что тогда?
Выстраиваясь медленно в эпоху,
ни шатко и ни валко шли года...
И жил талант... больной, нелепый, хмурый,
Всего Гомера знавший назубок...
Его считал своею креатурой
тогда еще существовавший бог…
Бог находил, что слог его прекрасен,
что на земле таких - наперечет...
Но с богом был, конечно, не согласен
тогда еще не отмененный черт…
Таланту черт шептал: "Опомнись, бездарь!
Кому теперь стихи твои нужны?!
Ведь ты, как все, погибнешь в адской бездне…
Расслабься! Не отягощай вины".
И шел талант в кабак... и расслаблялся...
Он пил всерьез! Он вдохновенно пил!
Так пил, что черт глядел и умилялся -
Талант себя талантливо губил...
Бог тоже не дремал - в каморке утлой,
Где - стол, перо и пузырек чернил,
Бог возникал раскаяньем наутро,
загадочными строчками дразнил...
Вставал талант, почесываясь сонно...
Утерянную личность обретал…
И банка огуречного рассола
была ему нужнее, чем нектар...
Небритый, с пересохшими губами
Упрямо ждал он часа своего...
И строки на бумаге проступали,
как письмена - отдельно от него...
И было столько гнева и напора
в самом возникновенье этих строк...
Талант, как на медведя, шел на бога!
И черта скручивал в бараний рог!
Талант работал... Зло... Ожесточенно...
Перо макая в собственную боль...
Теперь он богом был! И был он чертом!
А это значит: был самим собой...
И восходило солнце над строкою...
Крестился черт и чертыхался бог:
"Да как же смог он написать такое?!"
... а он еще и не такое мог...
Павел Иванов-Остославский