творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
23.03.2013 (01:43)
Разговор о спектакле "Баба" с художественным руководителем ТЮЗ "Дилижанс" Виктором Мартыновым
Разговор о спектакле
В одной из предыдущих статей была опубликована первая часть беседы с художественным руководителем ТЮЗ "Дилижанс" Виктором Мартыновым. Я показал ему то, что получилось, и он одобрил, поэтому, друзья, теперь у нас появилось право публиковать следующий отрывок нашего большого и содержательного разговора!

Мы говорили о спектакле "Баба", который я тогда ещё не видел. Я только прочитал пьесу Нины Садур, чтобы подготовиться к походу в театр. Вчера я сходил на спектакль и сразу же написал о своих впечатлениях после просмотра.

Сегодня я ещё раз внимательно перечитал всё, о чём мы говорили накануне. Думаю, что и вам будет интересен наш разговор. Тем более, что мы говорили не только о спектакле, но и о материале, о тексте, о первоисточнике. И разговор у нас получился не только театральный, но и литературный.

Чтобы продлить свои впечатления от спектакля, необходимо продолжать говорить о нём, иначе это событие не зафиксируется в памяти. А это нечестно по отношению к актёрам и режиссёру спектакля, которые работали над ним и вкладывали в него свою душу! 

* * *

А.Кабилов: По поводу спектакля "Баба". Я прочитал пьесу Нины Садур: «Чудная…» или «Чудная Баба»...

В.Мартынов: Чудная!

А.Кабилов: Нет, это не факт! Потому что она в тексте не поставила ударение. И можно понять, что это и «чудная», а не «чудная». Это тоже вопрос, который вертелся у меня в голове... Я обратил внимание на мистику, которую не мог не заметить. Дата написания пьесы: 1981 год. Я конечно же заметил это, потому что это год моего рождения. И я подумал: «Надо сходить на этот спектакль!» Это была мотивация. Потому что ОН – мой ровесник. Интересно!

И потом «Ленком», который я очень люблю и, собственно говоря, ничего кроме телеспектаклей я не видел раньше, когда смотрел всякие записи. Я увидел в Википедии, что «Ленком» ставил этот спектакль. А для меня это знак качества! И поэтому я подумал: «Надо посмотреть, что же ставил «Ленком»! Интересно!»

По поводу пьесы хочу сказать, что текст вызывает довольно странные ощущения. Не понятная вообще пьеса. Я не увидел там мистики, хотя искал её, потому что до этого читал в сети, что она исключительно мистическая. Я не видел спектакль, но могу сказать про текст, что это некое закодированное послание, когда до читателя автор хочет донести некую свою миссию. А вот что это за миссия? Не понятно. И кто такая Лидия Петровна? Что это такое? И что это за «нас нет»? И зачем она умерла в конце? И кто эта «баба» вообще, и для чего она нужна? И причём здесь картошка? И так далее. Вот такие вопросы у меня сразу появились после прочтения пьесы...

В.Мартынов: А вы одну пьесу читали? Или вторую тоже?

А.Кабилов: Нет, я прочитал только эту.

В.Мартынов: Там просто вторая же часть ещё есть: «Чудная баба» – картофельное поле, «Чудная баба» – группа товарищей...

А.Кабилов: М-м-м...

В.Мартынов: Про группу товарищей не читали?

А.Кабилов: Нет, не читал.

В.Мартынов: Потому что это как раз продолжение.

А.Кабилов: Там наверное ответы есть, нет?

В.Мартынов: Там ещё больше вопросов. Там всё запутывается ещё сильнее. Но Н.Садур её написала лет через 7 после первой части. Фактически, первая часть – это такая финальная стадия застойного социализма...

А.Кабилов: ...Ну, я это почувствовал...

В.Мартынов: А вторую часть она написала уже тогда, когда перестройка практически уже прошла, и она писала об этом как о прошлом, т.е. у неё уже был взгляд со стороны.

А.Кабилов: Мне кажется, что взгляд на социализм – это всё только художественное средство. Я увидел в первом тексте, что это некое зашифрованное что-то, но не понятно что... И не увидел негатива. Хотя первое, что мне бросается в глаза, как человеку, который сам пишет и занимается литературным творчеством, что люди, не являющиеся литераторами, когда смотрят на такой текст, оценивают его со стороны морали, религию там ищут, философию ищут. Они текст не исследуют, не расследуют, не пытаются понять сам текст, что, собственно говоря, и надо делать.

А мне, как литератору, интересно работать с текстом! Я вижу процесс. Я понимаю, что за этим стоит. Явно, что это какой-то большой мастер. Я никогда не читал её пьес, и поэтому мне интересно познакомиться с её творчеством.

В.Мартынов: Она очень тесно с Гоголем связана, с традицией Гоголя. У неё две пьесы по повестям Гоголя. В частности, «Паночка» (по «Вию» Гоголя) идёт во многих театрах. Нина Садур – такой современный Гоголь. Очень много схожего. Мы в спектакле тоже пытались эту линию уловить что ли… Он на самом деле дико смешной!..

А.Кабилов: ...Это понятно.

В.Мартынов: Во многих моментах. Как и в любой гоголевщине, в какой-то момент становится очень жутко.

А.Кабилов: А я там увидел Чехова. Особенно, когда появляется его знаменитая «пауза». И снова – «пауза». Во второй части, когда они все сидят в этой комнате, это очень напоминает драматургию Чехова, потому что «паузы» – это как раз связано с театром, очень сильно, напрямую! Как некая подсказка. Я не знаю, как это реализовывается всё на сцене... Интересно посмотреть, как это у вас сделано... А почему «Баба»? Почему вот это слово «чудная»–«чудная» убрали? Почему именно просто «Баба» в названии?

В.Мартынов: Ну это из области подачи спектакля для публики. Слово «чудная» в данном случае будет отпугивать, потому что немножко не тот жанр транслируется. «Чудная баба» – что-то такое весёлое, а-ля утренник детский! А «баба» как слово у нас связано...

А.Кабилов: Вообще-то такое грубоватое слово!

В.Мартынов: С тюрскими корнями, где там «баба» – это же...

А.Кабилов: Дед.

В.Мартынов: Дед… Это даже не «дед». Это дядька!

А.Кабилов: Дядька?!

В.Мартынов: Дядька – «баба». Т.е. в этом слове есть сила, есть мощь, оно вообще мощно звучит! В данном случае, когда мы говорим в спектакле о другой картине мира, мироустройства, когда полностью меняется мировоззрение у человека, он думал, что "всё" - это космос, галактики, спутники и т.д., а тут "всё" - это конец всему!..

А.Кабилов: Снесло всё...

В.Мартынов: А всё оказывается, как в сказках говорили, с давних времён! В слове «баба» больше мощи, чем в словосочетании «Чудная баба». По этой причине мы оставили именно одно слово и обозначили жанр как социалистическая матрица. В этом названии уже юмор заложен. «Матрица», как фильм, который все знают, он о том, что мир иначе устроен, и целая серия фильмов и книг потом пошла об ином устройстве мира... Но получается, что Н.Садур всех предвосхитила и раньше всех об этом написала в 1981 году. Социалистическое – как противовес. Одно с другим не клеится, и от этого рождается юмор. Нам кажется это словосочетание смешным. Чтобы не писать «комедия», мы написали «социалистическая матрица».

А.Кабилов: А почему бы и нет?..

* * *

Друзья, это ещё не всё! Самую интересную часть нашего разговора я приберёг напоследок. Я задал Виктору Мартынову вопрос о том, какими качествами должен обладать режиссёр театра. И его ответ меня впечатлил! Это целая тема для отдельной статьи, которая выйдет в ближайшие дни. Следите за новыми публикациями интернет-журнала "Древо поэзии", чтобы не пропустить этот материал.

Андрей Кабилов

Разговор о спектакле "Баба" с художественным руководителем ТЮЗ "Дилижанс" Виктором Мартыновым
Категория: Интервью в Тольятти | Просмотров: 1513 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 6

№1 - 23.03.2013 в 16:46 Спам
Привет, Андрей,
Спасибо за пост - прочитал. Но что-либо конкретного сказать не могу, так как спектакль не видел. У нас же провинция. Серьёзные труппы только летом приезжают - шашлык покушать на берегу тёплого моря.

Кстати, есть у меня театральный пост (cczy.livejournal.com/501878.html) - естественно с точки зрения обычного зрителя.

P.S. И когда уже я, как друг, соратник и постоянный читатель вашего проекта, получу в награду прямую ссылку? Таким образом поощрают своих поклонников практичести все standalone блоги.

№3 - 23.03.2013 в 21:24 Спам
У меня сейчас очень много статей в работе. Давай ты набросаешь материал и вышлешь его мне. Я его опубликую в разделе "Народная критика", там как раз можно и ссылки поставить в пост (здесь, в комментариях, все ссылки редеректные, а в постах можно прописывать прямые индексируемые ссылки.

№2 - 23.03.2013 в 17:01 Спам
Спасибо автору за статью! Сто лет не была в театре, сижу дома в декрете с ребенком - а теперь появился стимул выкроить свободное время и сходить в театр!!! А то как бабушка приезжает - ходим по ресторанам  и в боулинг, а у нас в Тольятти оказывается театральная жизнь кипит!!! Буду ждать новых статей .

№4 - 23.03.2013 в 21:27 Спам
Анна, теперь у нас на сайте будет очень много статей про спектакли, актёров и театральную жизнь Тольятти! Обязательно оставляй свои комментарии, и надо сходить в театр "Дилижанс". С 1 по 7 апреля будет фестиваль "ПРЕМЬЕРА ОДНОЙ РЕПЕТИЦИИ", на который обязательно нужно попасть. Что ты думаешь об этом?

P.S. Нажми на ссылку [Ответить], чтобы ответить на этот комментарий.

№5 - 23.03.2013 в 23:34 Спам
Думаю что мне повезло - бабушка наша живет рядом с театром - дочку малютку на 2 часа в гости :))) и окультуриваться :))) Нужно определиться с выбором спектакля с 1 по 7 апреля - думаю 1-2 посетить. Помоги пожалуста smile

P.S. Спасибо Андрей за внимательное отношение к комментариям посетителей - очень приятно

№6 - 23.03.2013 в 23:39 Спам
Вот, мы только что с Леной опубликовали новый пост! Читай.

Обязательно сходи на самый первый спектакль "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". У меня на сайте будет опубликова афиша фестиваля. Так же, я буду вести дневник фестиваля.
avatar