творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
22.03.2013 (23:38)
Баба (Н.Садур) в театре "Дилижанс"
Баба (Н.Садур) в театре
Опаздывал. Ехал на такси, чтобы успеть к самому началу. Я очень волновался, потому что это первый спектакль ТЮЗа "Дилижанс", который мне предстояло увидеть. Ехал, а в голове вертелись такие мысли: "Я знакомлюсь с театром... Я не знаю, что это будет, что получится в результате этого знакомства... Трудно сказать, что там будет впереди. Но всё равно весьма и весьма интересно взглянуть на работу людей, которые, наверное, стремятся найти какой-то свой путь в театральном искусстве..." - примерно такие были мысли в такси. И уже на последней минуте, остававшейся мне, чтобы вздохнуть, как человек не знающий ничего о "Дилижансе", я влетел в это здание на окраине Автозаводского района!..

...И вот я в зрительном зале. О, да здесь почти полный зал! Как же это интересно действует на психику зрителя. Представляете, заходишь в пустой зал, садишься в тишине, сидишь, молчишь, можешь поспать - это одни ощущения. А тут целый зал! Фантастика! Нет?! Как нет?

А... Уже привыкли мы к тому, что заходим, садимся среди незнакомых нам людей и начинаем смотреть неведомое нечто, что-то такое, что ещё неизвестно вообще что, но почему-то каждый раз хочется верить, что это будет не напрасно потраченное время, что ты не просто так пришёл посидеть среди людей, посмотреть в полутьме на актёров, которые что-то делают на сцене. Я думаю, что каждый зритель, даже не заядлый театрал, найдёт много чувств и эмоций, о которых можно было бы здесь поведать, ибо все что-нибудь да чувствуют, придя в зрительный зал. Наверное, есть даже и такие зрители, которые любят только это особое томительное переживание, ожидание спектакля и неистовую надежду, что сегодня случиться ОНО!

Конечно, название спектакля отталкивает. "Баба". Звучит грубо. Но я пришёл не для того, чтобы получить удовольствие, и не для того, чтобы мне было что-то понятно. Наивно думать, что можно с первого раза понять судьбу стольких людей, которые десятилетиями выходят на сцену играть спектакли. Я понимаю, что многие вещи мне не могут быть понятны сразу. И поэтому никаких предварительных выводов и предвзятых мнений я даже не пытался составлять. Я просто пришёл.

Надо увидеть, почувствовать, я даже согласен ничего не понять, это не страшно! Главное, нужно сначала прийти, потому что именно с этого начинается понимание и путь друг ко другу. А мне важно именно это. Мы же слишком разобщены, каждый варится в самом себе. И когда кому-то нужна поддержка, помощь, часто человеку просто не к кому обратиться. Нет, это всё ещё не про "Бабу", погодите. Куда вы торопитесь? Подождёт ваша "Баба". Про неё потом. Я только начал.

Баба

Что может понять человек, который никогда не ходил в театр? Всё. Почему я так говорю? Потому что истина всегда одна, правда не может быть у каждого своя. Я это знаю, потому что уже не первый год занимаюсь литературным творчеством. Когда ты веришь в то, что "у каждого своя правда", значит тебе не нужна настоящая правда и ты ограничиваешься некими полумерами, не хочешь вникать в частности, не стремишься постигнуть глубину изучаемого предмета. Кстати! Да! Изучение предмета - вот, чем богата атмосфера спектакля. Любого спектакля. В театре зритель вынужден изучать, иначе он просто не сможет быть зрителем, театр выплюнет его, отбросит на обочину городских иллюзий. Я думаю, что большинство зрителей с разными вариациями испытали нечто подобное однажды и больше уже не ходят в театр, чтобы не чувствовать этой боли, не подставлять лицо своей души, не раскрывать потаённые кладовые вечно спящей фантазии.

Нужны эмоции? Нужны переживания? Надо заставить кого-то реагировать? Или просто созерцать, или просто быть, или просто сидеть, ничего не понимая. Большинство зрителей не могут ответить на вопрос, о чём был спектакль (речь идёт не только о "Бабе"), потому что они не понимают, что они должны делать или не делать, как они должны реагировать или не реагировать. Зритель бездействует в зале. Он сидит. Конечности зрителя затекают. Мышцы атрофируются. Но мозг лихорадочно пытается что-то ещё соображать! Зритель мнит, что он что-то почувствовал, что он что-то понял, что это всё ему что-то дало.

И всё закончилось... Уныло зрители разбрелись по домам. Ещё теплится надежда актёров, что что-то осталось от спектакля. И правда ведь в том, что да, действительно, что-то осталось! Но то, что осталось от спектакля, это совсем не его художественное полотно. То, что осталось от спектакля, это нечто своё. Часто бывает так (я просто предполагаю), что думки и догадки зрителей, вернувшихся из театра в свои квартиры, могут быть настолько странными и невероятными, что режиссёры должны благодарить Бога за то, что Он пощадил их нежную психическую природу, утаив от них мысленные процессы, происходящие в умах зрителей после "контакта". Трудно сказать, что сеет тот или иной театр, что происходит с людьми, которые были на спектакле. Здесь нужно больше времени, больше посмотреть спектаклей. Что я и собираюсь сделать, и уже начал делать.

* * *

БабаПосле такого пространного и абсурдного вступления, нарушающего все законы какой бы то ни было критики, я очень не хочу приступать к какой бы то ни было статье про спектакль "Баба", чтобы не нарушать какого-нибудь настроения. Но, предвидя, что всё равно настроение у кого-то испортится, а у кого-то будет благоухать неизреченной радостью, которую ничем не сломать, я вынужден начать писать о спектакле "Баба".

Если вы заставите себя прямо сейчас потратить где-то 30 минут своей жизни, чтобы познакомиться с пьесой знаменитого драматурга Нины Садур, то вы будете хоть как-то готовы понять то, что я дальше буду писать. Если вы не читали пьесу, спектакль в театре "Дилижанс" не смотрели, и просто уныло читаете этот текст, зевая и время от времени отвлекаясь на другие более важные дела, то это даже лучше! Меня бы это больше устроило, признаюсь честно. Ну, вот...

Ничего абсурдного в пьесе нет. Полнейший реализм. По крайне мере, в тексте пьесы я не нашёл ничего абсурдного. Ведь вот в чём загвоздка. Что такое абсурд? Абсурд может быть логичен? Или ещё такой вопрос. Может ли абсурд иметь форму? Я убеждён, что настоящему абсурду не нужна структура и форма. А Нина Садур стремится быть понятной в своей оригинальности! Поэтому я ещё и ещё раз утверждаю, что согласно литературному материалу пьесы мы не можем здесь говорить об абсурде. А почему же тогда в режиссуре заявлен абсурд, если в пьесе его нет?

Ну, это ведь я утверждаю, что абсурда здесь нет. Но маститые критики считают иначе. Здесь строятся самые разные предположения и догадки: русский абсурд, интернациональный абсурд (переводят же на иные языки!), авангард, посмодернизм, изм, изм, изм!!! Если и говорят о реализме применительно к этой пьесе, да и к другим пьесам Садур, то это обязательно некий магический, фантасмагорический и чуть ли не волшебный даже реализм! Проблема в том, что литературоведы до сих пор ещё не договорились о какой-то универсальной системе жанров, о классификации пьес. Иногда отнести материал к какому-то направлению не просто сложно, а практически невозможно. А нужно ли это делать?

Что такое пьеса "Чудная баба" (так называется сама пьеса Нины Садур)? Я убеждён, что это закодированное послание, которое можно только почувствовать, а понять невозможно. Вопрос в том, что это за послание. И я пойду по этому пути, когда расскажу о своём понимании постановки, которую я видел сегодня.


Мир стал очень жесток. Мы, люди творческие, словно барометры чувствуем малейшие изменения общественного климата. И это отражается, воплощается, прорывается в творчестве! Чем выше художник, чем шире его горизонты, тем мощнее взрыв и больше реакция.

На днях разговаривал с Виктором Мартыновым, художественным руководителем ТЮЗ "Дилижанс", и он сказал интересное слово: "послевкусие". Это концепция театральной критики. В отличии от критики литературного произведения, где мы работаем с текстом, фабулой, художественными образами и т.д., здесь перед нами "послевкусие", это некое такое состояние, которое может быть, а может и не быть, если ты не был готов настроиться на определённую волну, крайне необходимую в этом акте. Но понять, как это происходит, невозможно. Тем более невозможно объяснить ЭТО словами, можно только почувствовать.

Осудить, повесить ярлык, сделать поспешный вывод - на это все мы большие мастаки. И я такой, и вы такой, читатель. А давайте попробуем разобраться. Зачем нужна пьеса "Баба"? Почему нужно ставить такую странную и противоречивую пьесу в театре, который вроде бы должен что-то рассказать сегодняшнему миру. Но Садур - это не диалог с современностью, это закодированное послание, которое нужно как-то распутывать. Да, грубая пьеса! Да, можно было её и не писать! Да, она аморальна, и кажется, что нет в этом никакой ценности, нет в этом никакого зерна.


Неплохо было бы узнать, что сама Садур думает об этой своей пьесе, с которой у неё всё и началось когда-то в 80-х годах прошлого века... 

Мне понравилась идея Андрея Антипенко (тольяттинского режиссёра, руководителя Центра искусства, культуры и образования "Начало" при МУК ТБК), который убеждён, что в пьесе необходимо найти автора. Действительно, если ты находишь в пьесе "Чудная баба" Нину Садур, если ты понимаешь замысел этого драматического произведения, то на этом понимании уже можно начинать выстраивать действие. Но это же Садур! Ещё раз повторяю, её здесь нет и не может быть. Это закодированный ребус, который мало кому дано разгадать. Виктор Мартынов предпринял попытку, и, как я понимаю, этот эксперимент всё ещё продолжается: с каждым спектаклем открывается что-то новое или не открывается ничего. Ребус остаётся ребусом. 

Может быть, кто-то из зрителей, бывших вместе со мной на спектакле 22 марта в "Дилижансе", откликнется и оставит комментарий по этому поводу? В любом случае, буду рад поговорить на эту тему, особенно, если вы смотрели спектакль или хотя бы читали пьесу...

Андрей Кабилов

Баба (Н.Садур) в театре "Дилижанс"
Категория: Театр | Просмотров: 2089 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 4

№1 - 24.03.2013 в 14:19 Спам
Мне нравится спектакль "Баба". После первого просмотра я размышляла неделю. И вот до чего дошла. Самая главная мысль, которая остается после просмотра - она же, последние слова Бабы - "...есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь." Вокруг нас, действительно, слишком много муляжей. Эти люди ежедневно живут либо будущим, либо прошлым. Мало кто ценит миг настоящего, мало кто умеет по-настоящему чувствовать этот миг. Каждый день мы что-то делаем ради будущего, каждый день мы размышляем о прошлом. И не замечаем, что жизнь проходит мимо, тратится зря. Во имя чего мы рвем задницы? Когда у нас есть возможность наслаждаться каждой секундой настоящего? Кому-то кажется, что пока он не купит машину или квартиру - жизни не будет, кто-то ставит цели, и все отдает, чтобы добиться желаемого. А тут Баба без чулок. Сумасшедшая, смешная, целующая землю, про которую мы, кстати, совсем забыли в погоне за материальными ценностями.

Так что спектакль этот имеет глубокий смысл, настолько глубокий, что поверхностному человеку этого никак не понять....

№2 - 24.03.2013 в 14:31 Спам
А у меня всё значительно серьёзней, потому что я в театр "Дилижанс" пришёл впервые. Первый спектакль, который я посмотрел - "Баба". Поэтому у меня, кроме всего прочего, ещё и знакомство с "Дилижансом" вообще. Так получилось, что прежде я никогда не ходил в этот театр. А теперь времена изменились.

Я что-то здесь написал про "Бабу", так сказать, по горячим следам. И, совершенно верно, для того, чтобы написать свой отзыв более-менее объективно, требуется гораздо больше времени... Но у меня его, увы, нет. Я ставлю для себя цель, хотя бы заинтересовать тольяттинцев, чтобы они начали разговаривать о театре, писать свои комментарии и отзывы. Если у нас будет идти такая постоянная дискуссия, то многим людям станет известен спектакль "Баба".

О театре надо говорить как можно больше.

P.S. luidana, ажмите на ссылку [Ответить], чтобы ответить на этот комментарий, если вы хотите со мной пообщаться.

№3 - 24.03.2013 в 14:54 Спам
Да, заинтересовать тольяттинцев надо! Многие любят театр "Колесо", особенно их юмористические, смешные постановки. После которых выходишь веселый, довольный, отдохнувший.("Любовь, любовь, любовь" , "Привет, родня!") "Дилижанс" же ставит спектакли для зрителя-мыслителя, после таких спектаклей человек думающий обязательно что-то для себя выносит, к чему-то в жизни начинает относится иначе. А это важно! Если искусство меняет нас в лучшую сторону!

№4 - 24.03.2013 в 15:07 Спам
Да, вы всё правильно говорите. Я с вами согласен. Для того, чтобы после таких интеллектуальных спектаклей зритель не просто что-то выносил для себя, но и вновь хотел вернуться в зрительный зал, чтобы у зрителя начала появляться потребность к такому интеллектуальному досугу, необходима театральная критика. На мой взгляд, критика может быть не только профессиональной и ангажированной, но и просто народной, исходящей из самого сердца народного. Люди могут начать учиться высказывать своё мнение, фиксировать его в осмысленных комментариях и видео-роликах.

Это процесс, над которым нужно трудится коллективно. Я очень хочу, чтобы в Тольятти подобный творческий процесс начался.
avatar