творческие проекты и программы
афиша событий культуры в Тольятти
 
10.08.2009 (17:44)
Фестиваль поэзии на Байкале

БайкалУ нас в Тольятти уже много лет существует литературный фестиваль «Майские чтения», а вот в Сибири, а именно, в Иркутске, существует свой. Правда, в этом году девятого международного фестиваля поэзии могло и не быть.

Отец-основатель фестиваля Анатолий Кобенков, умерший два года назад, был его движущей силой, его пружиной. Не стало Кобенкова -  и как будто бы не стало фестиваля…

Однако нашлись в Иркутске люди – поэты, писатели, которые захотели продолжить хорошее начинание. Дело в том, что Сибирь вообще не может похвастаться литературными фестивалями. Ни Омск, ни Тюмень, ни Красноярск, как это ни грустно,  своих фестивалей не имеют. А вот в Иркутске поэтический фестиваль прошел уже в девятый раз!!

Фестиваль поэзии проходил с 12 по 19 июля в городе Иркутске и на озере Байкал. На него съехались поэты Сибири, Центральной России, Средней Волги, Москвы, Киева, Монреаля.  Среди тех, кто читал свои стихи сибирской публике, были довольно известные современные поэты: Бахыт Кенжеев, Александр Кабанов, Виктор Кулле, Максим Амелин, Алексей Остудин, Екатерина Боярских.

Всех  и не назвать.  На заключительном концерте на деревянной сцене с видом на Байкал стихи читали около 40 поэтов. Не все ровно, но почти все интересно, живо.

Закат на БайкалеБыла заявлена и тема фестиваля: «Поиски нового языка». Круглые столы и диспуты в Иркутске проходили именно на эту тему. Трудно сказать, нашли ли поэты этот новый язык. Разнообразие поэтик, представленных на фестивале, говорило, скорее, о том, что любой честный автор, не желающий попасть в плен собственного метода, должен все время искать что-то новое, искать свой неповторимый язык.  Поэт – существо индивидуальное, от этого ко многим общественным явлениям и коллективным действиям он относится осторожно.

Вообще, иркутяне удивили и порадовали своим интересом к поэзии. На открытие фестиваля в Драматическом Театре Иркутска пришло 300-350 человек. Трудно представить такой интерес  где-нибудь в столице, где даже маститые поэты собирают лишь 30-40 слушателей на свои выступления.

Главное литературное действо прошло на Байкале. Сооруженная из дерева сцена была спроектирована так, что поэты читали свои стихи на великолепном фоне глубочайшего озера Земли. Очень яркое зрелище, поддержанное двумя сотнями зрителей. Иркутские зрители очень тепло реагировали на все выступления, подходили к поэтам, говорили теплые слова, просили книжки. Видно было, что не праздный интерес заставил их приехать за столько километров на концерт.

Александр КабановСам Байкал в предутренней дымке облаков и на закате зрелище представлял, конечно, грандиозное. Основные оттенки панорамы озера – бледно-зеленый, голубой, пепельный. Гуляя по скалистому берегу, можно обнаружить каменные валуны, поросшие красным мхом. Байкальские чайки – огромные, до метра в размахе крыльев, всегда сопровождали выступления поэтов своим громким клекотом.

Среди лучших выступлений можно отметить читки: Екатерины Боярских из Иркутска, Андрея Семенова из Усолья-Сибирского, Максима Чуласова из Братска, Алексея Остудина из Казани, Артема Морса из Иркутска. Эти авторы читали абсолютно не похоже друг на друга, но очень энергично и точно. Вообще, о фестивале можно было бы сказать - был драйв. Слово применительно к поэзии звучащее несколько странно(все-таки это не рок-музыка), однако другого не подобрать – в поэзии была энергия, сила.  

Важно еще и то, что на фестивале присутствовало ощущение необычайного единения поэтов, их почти родство перед стихиями Байкала, дружеское расположение друг к другу.   Конечно, в этом нет ничего странного, по сути, так и должно быть, ведь, как сказал Александр Сергеевич: «Издревле сладостный союз поэтов меж собой связует». В действительности же такая взаимопомощь сегодня  большая редкость. Хорошо, что Иркутск  сохранил что-то важное.

БайкалСильным ходом организаторов фестиваля можно признать и тот факт, что впервые на подобных фестивалях были объединены выступления поэтов и бардов. Решение правильное, это расширило аудиторию слушателей. Стихи под музыку всегда легче воспринимались. К тому же, это может подготовить людей самых разных слоев общества к восприятию поэзии в чистом виде. На фестивале выступили москвичи – Сергей Корычев и Юрий Лорес, а также иркутский поэт и музыкант Олег Медведев.

Наверное, многим идея крупных литературных фестивалей в наше кризисное время кажется если и не утопической, то весьма рискованной. Однако, есть ощущение, что маятник в культуре качнулся в другую сторону. Народ устал уже от бесконечной пошлости и глупости на экране и в жизни. Эпоха грубого материализма в прошлом. Ряд провинциальных фестивалей (Челябинск, Саратов, Тольятти, Иркутск) доказывает, что существуют культурные мероприятия, которые безо всякой рекламы могут собирать большие аудитории.

Сергей СуминЗамечательно все-таки, что почти без денег, без спонсоров, вооруженные только высокой идеей, поэты сотворили этот фестиваль. Создавать культурную среду, в которой можно дышать, нужно заранее. Такой размашистый, яркий фестиваль должен найти читателей для всех пишущих, а читателям дать представления о некоторых громких поэтических индивидуальностях России. Безусловно, важно также, что молодые поэты могут общаться, слышать друг друга, а не вариться в собственном соку.

Один из организаторов фестиваля, Игорь Дронов, уже сегодня начал подготовку к следующему,  юбилейному, десятому фестивалю. Планируется большее количество именитых гостей, больше зрителей, больше разнообразных литературных мероприятий.    Что ж, пусть все случится!

 

 

Автор статьи:
Сергей Сумин
(г.Тольятти)

 

 

Фестиваль поэзии на Байкале
Категория: Литература | Просмотров: 2379 | Источник: poetree

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar